Как стравить воздух с теплого пола: 5 способов, как сделать правильно своими руками

Метод удаления воздуха без сливания воды (видео)

На приведенном ролике схематически показано и рассказано, как можно устранить воздух из системы, если он появился там из-за неправильного монтажа.

По предлагаемому варианту развития событий самый удаленный от котла радиатор не греет. Между ним и предыдущей батареей скопился воздух. Чтобы устранить его, нужно подготовить немного фумленты и саморез с пресс шайбой.

Устранение воздуха осуществляется пошагово:

  1. Подготовить саморез. Завернуть конец фумленты и подмотать ее под шляпку самореза;
  2. Вкрутить в предполагаемом месте скопления воздуха на трубе саморез с помощью шуруповерта;
  3. Затянуть саморез вплотную к стенке трубы. Затем немного раскрутить, чтобы вышел воздух. Как только из отверстия пойдет вода, нужно тут же закрутить саморез до упора.

После таких действий радиатор начнет греться.

Даже новая система отопления, установленная по всем правилам, со временем может перестать полноценно работать из-за скопившегося воздуха. Периодически нужно предупреждать эту проблему и стравливать воздух, в особенности это актуально перед подачей теплоносителя в осенний период. Метод устранения воздушной пробки выбирается в зависимости от причины, повлекшей ее образование.

Как вам статья?

Мне нравится1Не нравится

Пример системы автоматической подпитки

На рынке представлена масса оборудования для решения вопроса подпитки систем отопления. Хотите получить автоматическую, бесперебойно функционирующую, надежную установку? Ее можно «собрать» из таких элементов:

  • емкости с резьбовой крышкой;
  • насоса-дозатора;
  • реле давления;
  • жесткой всасывающей линии с датчиком уровня;
  • воздушного клапана для выпуска воздуха;
  • штуцера для заливки теплоносителя в емкость, укомплектованного заглушкой (предотвращает попадание в емкость твердых частиц);
  • инжекционного клапана для присоединения к системе циркуляции;
  • гибкой трубки;
  • датчика нижнего уровня для сигнализации об отсутствии жидкости в емкости подпитки;
  • электрической мешалки, предотвращающей возможное разделение теплоносителя на фракции.

Грамотно смонтированный из вышеперечисленных компонентов узел будет высокоэффективен в отношении поддержания требуемого давления в отопительном контуре, а также полностью сочетаем с контуром кондиционирования помещений. Установка автоматически «устранит» все штатные потери в системах: по соединениям, по уплотнениям насосов, на арматуре. Она совсем «не капризна» в отношении теплоносителя: хорошо работает как с водой, так и с гликолесодержащими жидкостями.

Функционирует данный узел по такому принципу:

  1. Через штуцер либо горловину в емкость заливается вода/гликоль и вода в соответствующей пропорции/готовый раствор.
  2. Насос установки подпитки подключается к сети и с малой производительностью закачивает теплоноситель в систему, тем самым обеспечивая равномерное ее заполнение.
  3. При достижении давления в системе заданного значения подкачка автоматически прекращается.
  4. При падении давления реле включает насос, возвращающий системе стабильность.

Признаки завоздушивания

Снижение давления в системе

К признакам завоздушивания можно отнести:

Появление шума в радиаторах. При возникновении булькающих звуков можно быть уверенным, что в радиаторе появился воздух. Неравномерность прогрева батареи

Обратив внимание на теплоотдачу радиатора следует понять, что именно стало причиной. Одной из них и является завоздушивание

Но неравномерная теплоотдача также может быть следствием наличия в радиаторе грязи. Чаще всего при завоздушивании трубы являются горячими, а радиатор имеет меньшую температуру. Снижение давления в системе. Воздух попадает в систему при ее разгерметизации, поэтому пари завоздушивании часто появляются протечки. При снижении давления следует внимательно осмотреть трубопровод и радиаторы и подтанять все соединения. Если они надежно закручены, стоит проверить целостность труб.

Описанных признаков достаточно для того, чтобы определить, что произошло завоздушивание системы.

Как завоздушивание влияет на систему отопления

Одной из наиболее серьезных проблем является значительное снижение теплоотдачи. Также при наличии большого количества воздуха циркуляция теплоносителя может прекратиться. Также завоздушивание системы отопления становится причиной и других проблем:

  • увеличение трат на отопление,
  • появление ржавчину внутри труб и радиаторов,
  • появление протечек.

Также во время образования воздушных пробок может появляться достаточно громкий шум в квартире. Во время движения воздуха появляется вибрация, которая может стать причиной ослабления резьбовых соединений.

Применение крана Маевского

Краном Маевского называется небольшое устройство, имеющее специальный штуцер, при откручивании которого открывается доступ в отопительную систему. Так как воздушные пузыри скапливаются в верхней части батарей отопления, устройство устанавливается в верхний патрубок.

Кран стоит устанавливать и в городских квартирах, так как даже в системе с принудительной циркуляцией теплоносителя воздух является серьезной помехой, способствующей снижению эффективности работы системы. Это означает, что спускать воздух придется в любом случае.

Так как воздух скапливается вверху, устанавливать кран Маевского следует в верхней квартире многоэтажного дома. Благодаря такому приспособлению спускать воздух можно самостоятельно, не вызывая сантехников. Сделать это очень легко даже не обладая опытом.

Применение сепаратора воздуха

Отличие сепаратора от крана Маевского состоит в том, что такое устройство предназначено не для удаления воздушной пробки, а для устранения воздуха, растворенного в воде. Это позволяет произвести установку данного устройства в любое место отопительной системы.

Удаление воздуха происходит методом ее преобразования в пузырьки, их сбором и выводом наружу. Данный прибор можно назвать частью сепараторного узла, устанавливаемого в подвале многоэтажного дома.

В настоящее время появляются новые устройства, которые отвечают не только за сбор воздуха, но еще и за удаление из системы отопления мусора. Устанавливаются такие приборы в зданиях, где используется центральная отопительная сеть.

Автоматические воздухоотводчики

Автоматические воздухоотводчики

Такие устройства способствуют устранения воздуха в автоматическом режиме и не требуют участия человека. Они работают следующим образом:

  • Теплоноситель проходит внутри воздухоотводчика, в котором установлен поплавок.
  • Данный элемент устройства связан со штоком, на который давит пружина
  • Во время заполнения корпуса устройства водой поплавок начинает давить на шток, в результате чего происходит перекрытие доступа воздуха в систему.
  • В случае, когда теплоносителя внутри устройства нет и появляется воздушная пробка, шток открывает проход.

По такому принципу работают практически все автоматические воздухоотводчики. При правильной установке такие устройства могут работать длительное время без поломок. Но проблемы все же могут появиться в нескольких случаях:

  1. Если теплоноситель имеет низкое качество, на штоке со временем происходит образование солевого налета. Это становится причиной недостаточно плотного перекрытия прохода, из-за чего и возникают протечки. Чтобы устранить данную проблему, достаточно открыть крышку устройства и почистить иглу.
  2. Также в процессе эксплуатации системы может происходить подтекание теплоносителя в месте, где крышка соединяется с корпусом устройства. Причина проблемы достаточно проста – появление дефектов на резиновой прокладке. Для устранения протечек достаточно поменять ее на новую.

Рассмотрев способы устранения завоздушивания можно легко подобрать подходящее устройство.

Причины образования воздушных пробок

Избавляемся воздуха в системе

Почему внутри герметичной системы отопления появляется воздух? Это может произойти из-за:

  1. Несоблюдения норматива направления уклона и мест перегибов магистральных трубопроводов во время монтажных работ.
  2. Неправильного заполнения водой всей системы.
  3. Неплотных соединений различных составных частей и элементов, способствующих засасыванию воздуха из внешней среды.
  4. Некорректной работы воздухоотводников или их отсутствия.
  5. Проведения ремонтных работ по замене стояков, запорных механизмов, отопительных приборов, в результате чего воздух попадает в систему отопления
  6. Использования свежей воды для дозаполнения системы, Холодная вода содержит в своем составе достаточно большое количество растворенного кислорода. При повышении температуры его концентрация в воде значительно уменьшается. Воздух из теплоносителя выделяется мелкими пузырьками, которые поднимаются и собираются воздушной пробкой в крайних верхних точках отопительной системы и радиаторов.

Способы заполнения – встроенный механизм и насосы

Отвод воздуха в системах старого образца

В советские времена отопительные системы разрабатывались без таких элементов, как сепараторы или воздухоотводчики. В прошлом не было даже элементарных кранов Маевского. Системы отопления, разработанные в “совке”, эксплуатируются по сей день. Воздух в отопительном контуре устаревшего образца удаляется достаточно варварскими способами:

1. Прокачивание системы. Для прокачивания системы на крайнем радиаторе должен быть предусмотрен обыкновенный кран. На горлышко одевается трубка, обратный конец которой должен быть спущен в слив (или в какую-то емкость, например, для хранения технической воды). Кран открывается параллельно с подачей новой воды в систему. Загазованный теплоноситель выходит, а на его место прибывает новая вода.

2. Полная перезаправка контура. Система отопления должна быть остановлена. Из контура спускается вся жидкость. Далее начинается заправка труб новой водой. Жидкость подается очень медленно, чтобы получилось полностью выпрессовать воздух из труб.

3. Самонарезной винт. Раньше этим способом не пользовались, так как не было доступа к подобным материалам. Сегодня же владельцы старых отопительных систем активно практикуют метод. Самонарезной винт применим к чугунным советским батареям. Если радиатор закупорился воздушной пробкой в самый неподходящий для этого момент, то в верхнюю часть радиатора вкручивается обмотанный в ФУМ-ленту винт с самонарезной резьбой.

В процессе вкручивания винтика воздушная пробка выходит. Если того требует ситуация, то в последующие месяцы допустимо повторно спускать воздух. Метиз нужно не до конца выкручивать (винтик затем нужно затягивать до упора). С приходом теплого сезона года в место вкручивания самонарезного винтика устанавливается традиционный кран Маевского.

Вывод

Предотвратив появление воздушной пробки отопительная система получит возможность работать с полной отдачей. Когда теплоносителю ничего не будет мешать свободно циркулировать по трубам, от котельного оборудования можно получить максимально высокий КПД. Таким образом у вас получится свести к минимуму нерациональный расход топлива.

Отдельного слова заслуживает спуск воздушных пробок в таких системах отопления, как теплый пол. До спрятанных под полом теплопроводных магистралей добраться нереально. По этой причине такому обогреву нужна как можно более качественная защита от воздушных пробок.

Как правило, системы теплого пола укомплектовываются высоконадежными отводчиками воздуха либо же воздушными сепараторами. Дело в том, что закупорка какого-либо канала чревата выходом из строя дорогостоящей регулирующей арматуры, которой оснащаются все отводы циркуляционного контура.

Причины завоздушивания

Причин может быть множество:

  • Во время слива воды или наполнения ею можно легко пропустить воздух внутрь системы;
  • Вовремя замены приборов и частичном сливе воды воздух также может попасть
  • внутрь;
  • Из-за трудоемкости работы по очистке системы от воздуха часто пренебрегают мелкими шагами и в результате не избавляются от всех карманов воздуха в аппарате;
  • Наличие алюминиевого сплава в радиаторах часто приводит к газообразованию;
  • Коррозия внутренней стороны труб. Этот процесс выделяет множество газов в воду и тем самым создает воздушные карманы;
  • Холодная вода сильно насыщена кислородом, который при нагреве начинает выходить в систему;
  • Плохой монтаж клапанов автосброса воздуха и наполнение системы грязной водой закупорит их, воздух попросту не сможет покидать систему.

Способы развоздушивания пробок

При уже завоздушенной системе отопления можно открыть кран, если это центральное отопление. Их размещают на самой верхней точке. 

В квартирных батареях хватит и спустить воздух в месте его образования с помощью размещенных кранов. Воздушник открывается ключом или отвёрткой.

Система с естественной циркуляцией теплоносителя

Этот вариант системы теплоснабжения работает на принципе изменения плотности жидкости при нагреве:

  • Вода внутри котла нагревается и начинает подниматься по трубопроводу;
  • На её место встаёт холодная жидкость, идущая из батарей отопления;
  • Чем больше будет разница температур между двумя бассейнами жидкостей – тем лучше вода будет циркулировать.

Система с принудительной циркуляцией

Вся разница с предыдущим методом кроется в наличии насоса. Скорость перемещения жидкостей по трубам возрастает, что поможет прогревать радиаторы быстрей, да и монтаж трубопровода можно проводить с меньшими ограничениями.

Сценарий 1: многоквартирный дом, нижний розлив

Схема с нижним розливом — наиболее типичное для домов современной постройки решение. И обратный, и подающий трубопровод находятся в подвале. Подключенные к розливам стояки соединяются попарно (подача с обраткой) перемычкой на верхнем этаже или на чердаке.

Нижний розлив: подача и обратка отопления проложены по подвалу.

Решение 1: запуск элеватора на сброс

Удаление воздуха из системы отопления проводится работниками ЖКХ еще на стадии запуска полностью или частично сброшенного контура.

Для этого он перепускается на сброс:

  1. Одна из домовых задвижек открывается, вторая остается закрытой;
  2. Перед закрытой задвижкой со стороны отопительного контура открывается соединенный с канализацией сбросник.

О выходе большей части воздуха свидетельствует равномерный, без воздушных пузырей, поток воды в сбросе.

Решение 2: воздушники

В верхней точке каждой пары стояков (в радиаторной пробке или на выведенной под потолок перемычке) в системах нижнего розлива всегда монтируется воздушник. Это не обязательно предназначенный специально для стравливания воздуха кран Маевского: его может успешно заменить шаровый кран, винтовой вентиль или водоразборный кран, установленный изливом вверх.

Воздушник вполне может выглядеть вот так.

Сброс воздуха из стояка выглядит так:

  1. Приоткройте кран (не более чем на один оборот). Вы должны услышать шипение выходящего воздуха;
  2. Подставьте под него любую широкую посуду. Таз или ведро избавят вас от необходимости вытирать лужу на полу;
  3. Дождитесь, пока воздух не сменится водой;
  4. Закройте кран. Стояк должен нагреться в течение 5-10 минут. Если этого не произошло, стравите воздух повторно: возможно, что начавшаяся было циркуляция выгнала в верхнюю точку участка контура новые пузыри воздуха.

Таинство стравливания воздуха.

Несколько важных моментов:

  • Никогда не выкручивайте винт в кране Маевского полностью. При давлении в 5-6 атмосфер и хлещущем из отверстия кипятке вкрутить ее обратно у вас нет ни малейших шансов. Последствием необдуманных действий станет затопление вашей квартиры и квартир под вами по стояку горячей и грязной водой;
  • Не выкручивайте сам воздушник под давлением. Даже на половину оборота: вы не знаете, в каком состоянии его резьба. Если спускной клапан на отопление неисправен, перед его ремонтом или заменой необходимо перекрыть оба парных стояка и убедиться в том, что вентиля на них держат воду;

Выкручивать воздушник можно только при сброшенных стояках.

Если вы живете на верхнем этаже, еще до начала отопительного сезона убедитесь, что вам есть чем открыть воздушник. Современные краны Маевского открываются своими руками или с помощью отвертки, а вот в домах старой постройки может понадобиться особый ключ;

Латунный воздушник образца 70-80 годов.

Решение 3: перепускание стояка на сброс

Основная проблема воздушников на нижнем розливе именно в том, что они расположены в квартире верхнего этажа. Что делать, если ее жильцов хронически нет дома?

Парные стояки можно попытаться перепустить из подвала.

Для этого:

  1. Обследуем стояки. После вентилей на них могут быть установлены сбросники или заглушки. В первом случае никаких трат не предстоит, во втором — нужно приобрести шаровый кран с резьбами «папа-мама» того же размера, что и у заглушек;

Идеально. Оба парных стояка укомплектованы сбросниками.

  1. Перекрываем вентиля на обоих стояках;
  2. Откручиваем заглушку на одном из них;
  1. Вкручиваем вместо заглушки шаровый кран, предварительно подмотав резьбу;
  2. Полностью открываем установленный сбросник;
  3. Открываем вентиль на втором стояке. После того, как напор воды выгонит весь воздух, закрываем сбросник и открываем второй стояк.

Тонкости есть и здесь:

Если все радиаторы расположены на подающем стояке, а обратный стояк холостой (без отопительных приборов) — ставьте сбросник именно на обратку. В этом случае весь воздух выйдет гарантированно. При наличии батарей на обоих парных стояках образовавшуюся воздушную пробку удается выгнать далеко не всегда;

Разводка с холостым стояком обратки.

  • Если вам не удалось перепустить стояки в одном направлении — переставьте сбросник на второй стояк и перегоните воду противоположную сторону;
  • Если на стояках установлены винтовые вентиля, избегайте тока воды через них в направлении, противоположном указанному стрелкой на корпусе. Попытка открыть вентиль с прижатым давлением к седлу клапаном чревата отрывом клапана от штока. Для устранения проблемы нередко приходится сбрасывать всю систему отопления дома.

Почему появляется воздух в отопительной системе?

Для начала разберемся, откуда в системе отопления воздух, ведь все трубы и приборы полностью герметичны, а сам контур закольцован от котельной или нагревательного оборудования. Конечно, этот вопрос не относится к автономным системам открытого типа.

Основные причины завоздушивания системы отопления:

  1. В контурах с естественным движением теплоносителя обязательно делают уклон обратного трубопровода в сторону котла. Если этот уклон неправильный, то скорость движения теплоносителя будет ниже, что приведет к скоплению воздуха.
  2. Если сети неправильно заполнять тепловым носителем, то появится та же проблема.
  3. Воздух в систему отопления может проникать через негерметичные соединения трубопроводов и различных составляющих элементов сети.
  4. Завоздушивание сети и ее некорректная работа часто возникают из-за отсутствия воздухоотводчиков или кранов Маевского на радиаторах.
  5. Если проводились любые ремонтные работы в сети отопления, то воздух неизбежно попадает в систему.
  6. Некачественный теплоноситель с большим содержанием растворенного кислорода начнет его высвобождать при нагревании. В итоге образуются пузырьки воздуха.
  7. Когда некоторые участки трубопроводов или отопительные приборы повреждены коррозией, то через них в контур проникают воздушные массы.
  8. Если по той или иной причине полностью сливали теплоноситель из сети, то это тоже приводит к завоздушиванию.

Влияние воздушных пробок на работу системы

Для нормальной циркуляции теплоносителя нужна полная герметичность сетей и приборов. Если в системе отопления воздух, то нагретая жидкость может проникать не во все участки отопительных приборов или контура. В итоге горячая вода на определенных отрезках сети не отдает тепло отопительным агрегатам. Из-за этого помещение не обогревается либо температура в нем ниже нормируемого значения.

Негативные последствия воздушных пробок в сети:

  • Во время движения теплового носителя в трубах и радиаторах слышен шум. Также это может приводить к вибрациям, которые становятся виновниками быстрого износа оборудования на участках соединений. Из-за вибраций ослабляются сварные стыки.
  • Воздушные пробки не позволяют теплоносителю циркулировать по отопительным приборам. Своевременный спуск воздуха из системы отопления позволит защититься от снижения теплоотдачи батарей.
  • Из-за ухудшения циркуляции теплоносителя нагревательное оборудование в автономной сети начинает расходовать больше топлива.
  • Кислород в отопительном контуре способствует коррозии элементов из стали. Это уменьшает срок службы отопительного оборудования либо способствует его преждевременному выходу из строя.

Причины образования воздушных «пробок»

Для эффективного отопления Вашего дома необходимо своевременно удалять воздушные «пробки».

«Закупоривание», или воздушная пробка может образоваться в трубопроводах, если:

  1. Систему отопления ремонтировали – при проведении ремонтных работ появление воздуха неизбежно.
  2. При прокладке и монтаже труб не соблюдался требуемый уклон и его направление.
  3. Падает давление – поскольку со временем уровень воды в трубах падает, то и трубопроводы опустошаются, заполняясь воздухом.
  4. Установлена система отопления с естественной циркуляцией теплоносителя (в частных домах небольших площадей отопление устраивается без принудительной циркуляции, т.е. не ставится циркуляционный насос). В этом случае завоздушивание системы отопления происходит вследствие возможного падения давления в трубах.
  5. Происходит утечка теплоносителя через плохо загерметизированные стыки трубопроводов. Течь заметить довольно трудно, если изъян небольшой (к примеру, соединение не очень плотное), а горячая вода может протекать и сразу испаряться.
  6. Система отопления неправильно заполняется после длительного простоя (осенью). Некоторые владельцы домов стремятся заполнить трубы водой быстро и «до отказа», однако это неправильно. Заполнение следует производить медленно, одновременно удаляя воздух из отопительных приборов и распределительных трубопроводов.

Воздух также может попадать в трубы непосредственно с теплоносителем – как известно, в воде имеется некоторое содержание воздушных пузырьков, которые поднимаются вверх при повышении температуры воды.

Важно: скорость образования пузырьков и воздушных пробок будет тем больше, чем выше будет нагреваться теплоноситель. В домах, где к общему распределительному коллектору подключаются еще и водяные «теплые полы», также можно наблюдать образование воздушной пробки в системе отопления

В домах, где к общему распределительному коллектору подключаются еще и водяные «теплые полы», также можно наблюдать образование воздушной пробки в системе отопления.

Причины практически те же, а вот устранение данной проблемы довольно проблематично, поскольку трубы располагаются неравномерно по своей высоте. Отсюда следует вывод: необходимо постоянно следить за давлением и расходом теплоносителя в трубах или установить воздухосборники (еще их называют «воздушниками»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стильный дом
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: