Браширование древесины своими руками: 45 примеров применения эффектной технологии дома

Брашированная древесина – эффектная деталь интерьера

Особенности и преимущества браширования

Браширование (от англ. brush – щетка) по своей сути является ничем иным как структурированием древесины путем дополнительной грубой обработки. Последняя заключается в удалении мягких волокон с поверхности материала, дополнительную фактуру приобретают годовые кольца. Название техника получила из-за того, что для придания нужной структуры древесине используются щетки.

Виды браширования напрямую влияют на то, какие именно щетки используются:

  • Глубокое – используются щетки с толстой металлической щетиной.
  • Легкое – создается при помощи щеток с синтетической жесткой щетиной.

Браширование древесины осуществимо своими руками, чаще всего этот метод используют при небольших объемах работ, поскольку он достаточно трудоемкий и продолжительный. Брашировка массивных элементов (паркета, лестниц, крупных досок) чаще всего производится в заводских условиях, где используются специальные станки со сменными щетками, а процесс максимально автоматизирован.

Способов браширования несколько, но самыми востребованными являются следующие:

  1. Ручной – используются щетки и абразивные материалы. Ручная обработка представляет большую декоративную ценность, но более трудоемкая, подойдет для небольших элементов.
  2. Электромеханический – используется угловая шлифовальная или брашировальная машинка для соответствующих материалов, а также подходящие насадки для дрели или болгарки.

Естественное старение древесины – процесс длительный. Под действием внешних факторов (ультрафиолет, температурные перепады, осадки, ветер) происходит износ ствола дерева. Поверхность буквально крошится, на своем месте остаются только самые твердые волокна. Декоративный эффект присутствует, но в ходе естественных процессов материал теряет свои основные свойства: становится менее прочным, подвержен разрушению, гниению.

К преимуществам браширования древесины следует отнести:

  • Улучшение изначальных свойств древесины. Материал становится более крепким, менее рыхлым, устойчивым к воздействию внешних факторов, плесени, грибкам.
  • Высокие декоративные качества, основанные на заметном контрасте и яркости фактуры после удаления мягкого слоя волокон. Подобные материалы и элементы декора универсальны, вписываются практически в любой интерьер, делают его более солидным, эксклюзивным.
  • Большой выбор древесины для последующей обработки.
  • Тонирование древесины может осуществляться сразу несколькими цветами. Например, основа прокрашивается в светлый оттенок, а поры в контрастный темный или яркий.

Единственным недостатком брашированной древесины можно считать сложность обработки, процесс отнимет много сил и времени.

Возможностей применения брашированного дерева множество, тем более, готовому изделию можно придать практически любой вид, отталкиваясь от общего стиля интерьера. Это может быть монотонный или комбинированный цвет, эффект пыльной или заплесневелой поверхности, имитация сколов, трещин, тиснение золотом или серебром.

Другие оригинальные методы состаривания

Естественно, на этом список ответов на вопрос, как состарить дерево, не заканчивается, поскольку свою лепту внесли представители творческих профессий, связанных с произведениями искусства. Один из известных способов уже был рассмотрен: это патинирование, позволяющее придать изделиям вид под старину. Однако существуют другие варианты — как простые, так и сложные. В этом случае эффект достигается экспериментами с декоративным покрытием, а не с древесиной: она остается в «первозданном виде».

Кракле (кракелюр)

Это самый эффектный способ, позволяющий получить не только «древнее» дерево, но и изменить до неузнаваемости любой материал. Кракле — метод создания паутинки из трещинок на поверхности предметов. Набор для такого творчества довольно скромен. В него входит клей ПВА, краски двух оттенков (акриловые или фасадные) и строительный фен. Существует специальный лак (грунт, паста) для кракелюра, но здесь речь пойдет только о народном рецепте паутинки.

  1. Сначала поверхность покрывают краской темного оттенка, потом ждут ее полного высыхания.
  2. Наносят следующий слой: на этот раз это ПВА, причем его должно быть много. Но нужно выполнить одно условие слой обязан быть густым, но равномерным.
  3. Чтобы ускорить процесс, клей обрабатывают феном, чтобы на поверхности образовалась тонкая подсохшая пленка. Полная просушка на этом этапе не только не требуется: она вредна, потому что не даст добиться необходимого эффекта.

После получения корочки ПВА на поверхность наносят слой более светлой краски, которую также оставляют сохнуть самостоятельно. Потом снова наносят клей толстым слоем. Последний этап — сушка поверхности до тех пор, пока пленка ПВА не начнет трескаться. Таким образом на поверхности начнет появляться паутинка, являющаяся лучшим доказательством возраста изделия.

Если для предметов не используются традиционные «деревянные цвета», то можно поменять оттенки местами: сначала нанести светлую краску, а затем темный состав (контрастный).

Сухая кисть

Этот метод придуман художниками, но сейчас его активно используют декораторы, успешно применяющие сухой вариант для «принудительного» состаривания изделий из древесины. Для работы требуется минимальный набор — краска, широкая, но тонкая кисть из синтетики и листы плотной бумаги, которая необходима для избавления ее от излишков смеси.

  1. Кистью набирают небольшое количество краски, потом проводят ей по бумаге, пока инструмент не начнет оставлять на листе тонкие линии.
  2. Потом кистью рисуют полосы вдоль роста волокон. Здесь порядок тоже противопоказан: лучший результат гарантируют беспорядочные движения.

Надо отметить, что операция «Сухая кисть» оптимальна для состаривания мебели или иных изделий с выпуклыми элементами.

Лессировка

Это нанесение двух или более слоев краски, первая из которых более яркая, а последующие — полупрозрачные. Плюс способа — получение неоднородной, переливчатой, изменчивой поверхности. Для такого состаривания можно использовать различные виды красок. Самым большим ассортиментом цветов отличаются акриловые составы, чуть скромнее акварели и масло. На роль «декоратора» подходит даже крепкая заварка. Обрабатывать можно любую древесину. Для лессировки используют либо губку, либо синтетическую кисть.

Первый слой наносят неравномерно, стараясь добиться естественного оттенка древесины. Если этого сделать не получилось, то добавляют еще один тонкий слой. После завершения операции изделие оставляют для полного высыхания. Когда наносят несколько тонов, то они создают интересный эффект просвечивания.

Набрызг

Это капельки, которыми состаривают изделие хаотичным образом. Так создается образ старинной вещи, прошедшей через десятилетия.

Набрызг приятно смотрится, рельефный на ощупь. Оставляет впечатление старины, изделие с таким декором привносит в дом уют. Для обработки понадобятся: жесткая кисть или зубная щетка, краски, стакан с водой.

Технология состаривания древесины:

  1. Смочить кисть и набрать на нее немного краски.
  2. Провести тестовый набрызг на белой поверхности, чтоб определить размер капель. Для этого надо провести пальцем или зубочисткой по ворсу кисти.
  3. Если кисть широкая, то по ней можно просто постучать и капли упадут.
  4. Изделие должно размещаться на бумаге, которую потом можно выкинуть, чтобы не испортить стол.
  5. Обрызгать изделие, дождаться полного высыхания.
  6. Покрыть лаком. Если есть желание добиться трехмерного эффекта старины, капли разбрызгивают вторым слоем поверх лака. Они будут смотреться не так ярко, но получится состарить двойным слоем капель.

Набрызг сочетают с другими техниками при состаривании.

Суть технологии

Слово браширование происходит от английского «brush» — «щетка».

Суть технологии заключается в удалении с древесины мягких волокон. В результате дерево приобретает необычную фактуру, его поверхность становится менее ровной, на ней появляется большое количество неровностей. Это происходит из-за того, что волокна, из которых состоят годовые кольца, более жесткие. Таким образом, при удалении мягких волокон они остаются нетронутыми и создают необходимую фактуру.

Чаще всего брашированную древесину применяют для напольных покрытий. Однако из нее нередко изготавливают предметы декора, мебель, музыкальные инструменты.

В промышленных условиях процедуру проводят на специализированных брашировальных станках. Они обрабатывают дерево с помощью щеток, которые имеют разную толщину волокна. Чем оно жестче, тем глубже обработка и сильнее выражен рельеф заготовки.

Для минимальной обработки, которую проводят с целью получения почти гладкой поверхности, используют щетки с тонким полимерным волокном, напоминающим леску.

Также браширование проводят на пескоструйных станках. В этом случае на доски направляют струю песка под давлением. Чем крупнее его частицы, тем глубже обработка.

Готовый материал покрывают морилкой или краской. Делают это неравномерно – выступающие части окрашивают сильнее, углубления — слабее. Подобный подход позволяет подчеркнуть неровности фактуры.

Брашированные доски стоят недешево, поэтому не у каждого есть возможность их приобрести. Впрочем, обработать дерево можно и самостоятельно. Ничего сложного в этом нет.

Браширование древесины своими руками: как осуществляется процесс

Жители современных городов все чаще в декоре помещения отдают предпочтение стилям с ярко подчеркнутой индивидуальностью: классическому, винтажному, деревенскому и кантри.

Одним из модных материалов, используемых в отделке любых по предназначению помещений, является состаренное дерево

Главной деталью таких интерьеров является дерево. Благодаря этому материалу дизайн помещения приобретает уникальность и неповторимый шарм. Но для классического и винтажного стиля не подойдет дерево в первозданном естественном виде. В данном случае лучше всего подходит состаренное дерево, которое имеет более привлекательный и благородный внешний вид. Такое материал подходит для изготовления любого элемента декора: винтажного светильника, деревянного комода, стильных дверей и оконных рам, облицовки камина.

В природных условиях процесс состаривания дерева затягивается на десятки лет, поскольку оригинальные узоры на поверхности древесины формируются медленно и неравномерно. Поэтому этот материал редкий и дорогой. Но среди современных технологий есть простой и быстрый способ искусственного старения дерева. Этот процесс называется брашированием. Интерес к этому методу проявляют не только любители элитной винтажной мебели, но и желающие разнообразить внутренний интерьер загородных домов.

Состаривание древесины своими руками (браширование) – декоративная технология обработки деревянных изделий, в процессе которой для обычной деревянной поверхности создается искусственный эффект старины. Метод получил свое название от английского слова brush – щетка. Также процесс состаривания называют структурированием древесины.

Особая тонировка позволяет выразить эффект патины, когда основная древесина окрашивается в один тон, а поры дерева в совершенно другой

Метод искусственного браширования основан на разнице в твердости слоев, из которых состоит древесина. В процессе работы происходит удаление мягкого светлого слоя. В результате участки становятся рельефными, что придает материалу особенный вид, присущий лишь довольно старым деревьям.

Глубина браширования доски зависит от ее предназначения. Если необходимо создать эффект глубокого старения, то глубина неровностей и шероховатостей может быть до 2-3 мм. Не рекомендуют для пола глубокий рельеф древесины, иначе покрытие будет сильно пачкаться и плохо отмываться. Оптимальная глубина составляет 0,5-0,8 мм.

Методы состаривания дерева: основные сведения

Для структурирования древесины используются специальные инструменты и методики. В основе лежит механическая обработка дерева с помощью специальных металлических щеток, которые удаляют верхние мягкие волокна. Благодаря этому твердая поверхность просматривается отчетливее, формируя красивый рельеф. Но это далеко не весь процесс обработки дерева.

Браширование применяется только для наиболее прочных пород древесины

Чтобы подчеркнуть внешний вид и сделать структуру более отчетливой, материал покрывают специальными красками, имеющими естественные оттенки. Окрашивание осуществляется неравномерно: впадины приобретают более темный цвет, а поверхность фактуры – светлый. Это делает рельеф заметнее.

Дерево с мелковолокнистой и нечетко выраженной структурой лучше не использовать, поскольку метод браширования малоэффективный для таких пород. Не подходят для состаривания такие деревья:

  • бук;
  • клен;

Используя технику браширования можно в итоге получить дерево совершенно необычной окраски

  • ольха;
  • вишня;
  • береза;
  • тик.

Для состаривания древесины подходят как мягкие, так и твердые породы дерева. Главное требование заключается в том, чтобы у материала была четко выражена фактура и просматривались слои с разной твердостью. Лучше всего брашировка древесины выполняется над такими породами:

  • сосна;
  • дуб;
  • ясень;
  • орех;
  • лиственница;
  • венге.

Именно правильное использование красителей позволяет добиться нужного эффекта старины

Технология состаривания позволяет создавать необычные фактуры, которые подходят для интерьеров разных стилей. Структурированная древесина используется для создания элементов декоративной отделки, мебели, полов. Брашированная мебель выглядит уникально и очень красиво.

Основные стили дизайна мебели и интерьера

Оформление пространства жилья в каком-то конкретном стиле позволяет, ко всему прочему, выразить индивидуальные черты его владельцев. Единый тон, заданный помещению при помощи отделочных материалов и элементов мебели, создаёт определённый настрой у людей, находящихся внутри.

Любой стиль — лишь направление, которое не ограничивает дизайнера интерьера строгими рамками. Исходя из него уже разрабатывается концепция для создания индивидуального образа, учитывающая пожелания и вкусы заказчика. Также стиль мебели в интерьере помогает задать характер всему помещению.

Условно, все стили, существующие в дизайне интерьеров, можно разделить на три основных категории, объединённые общими чертами и характеристиками. Но каждое направление имеет свои отличия и особенности. Рассмотрим эти категории.

  • Классические стили. Классика во внутреннем убранстве помещения всегда перекликается с определённым периодом истории, характерными течениями в архитектуре и искусстве того времени. Дизайнер, подбирая стили мебели в интерьере, должен проанализировать особенности соответствующей эпохи и перенести это в выбранную концепцию оформления. Вообще, классическое направление актуально в просторных помещениях. Чаще всего такое оформление по нраву людям с консервативными взглядами: для них большее значение имеет устоявшееся мнение, чем новые тенденции.
  • Этнические стили. Этноинтерьер подразумевает соответствие дизайна традиционному виду жилья в конкретном регионе мира. Как правило, каждый стиль носит название той страны или континента, откуда он произошёл. Но воплотить такой дизайн удаётся не всегда: нужно найти или изготовить предметы мебели, быта и элементы декора, которые будут наиболее точно соответствовать выбранному направлению и времени его появления. Это задача не из лёгких. Тем более в каждом этностиле присутствуют отпечатки других культур, внёсших свою лепту в оформление жилого пространства, что ещё больше затрудняет работу дизайнера. Именно поэтому подлинно этнический стиль передать достаточно тяжело. Если же оформителю удаётся реализовать задуманное, результат поразит своей оригинальностью, яркостью и самобытностью. Важную роль в группе этнических стилей играют предметы декора. Но чтобы заставить поверить в подлинность воссозданного интерьера, дизайнерам приходится окунуться в архитектурные и культурные традиции выбранной ими страны, изучить её историю.
  • Современные стили. Достаточно широкий набор стилей, которые сформировались на протяжении последнего столетия. Для данной категории характерны нестандартные формы, вычурность. Могут содержать в себе элементы классических и этнических стилей. Современные направления объединяет нестандартный подход в выборе цветовой гаммы. Популярность этой группы объясняется ещё и тем, что здесь не запрещено использовать интересные идеи из других категорий: такой подход позволяет грамотно организовать пространство, в котором практичность будет удачно сочетаться с эстетикой. Современные стили мебели в интерьере характеризуются большой функциональностью и способностью подстроиться под любые требования.

Существуют и стили, которые нельзя включить ни в одну из указанных выше групп. Например, колониальный. Он вобрал в себя этнические и классические элементы, но имеет и свои особенности. Колониальный стиль принято связывать со временами колонизации Африки англичанами. Европейцы пытались воссоздать привычный им уровень комфорта в африканских жилищах, но желание украсить знакомый интерьер необычными местными артефактами привело к появлению известного ныне дизайнерского направления.

Отражение этого стиля можно увидеть на примере плетёной мебели из ротанга или тика, гарнитуров из тюльпанного и каучукового дерева. Часто используется напольное покрытие из натуральных растительных волокон, различные статуэтки, посуда и предметы быта, характерные для культуры того времени.

Смешение разных цивилизаций делает интерьер оригинальным и свежим. Как правило, колониальный стиль предполагает наличие в помещении экзотических растений (бамбук, пальма, папоротник и др.).

Сфера использования техники браширования

Доступность и потрясающий декоративный эффект методики браширования делают ее очень востребованной при изготовлении предметов интерьера и прочих деталей в оформлении помещений.

Полки, колонны, потолочные балки, стеновые панели, отделки каминов, выполненные из намеренно состаренного дерева, придают особого шарма и колорита холлам и гостиным, кухням и ресторанам.

Очень изысканно выглядит мебель из дерева с брашированными элементами.

Особо ценен материал, тронутый короедом, так как подобная фактура вручную не воспроизводится, а ведь именно она создает абсолютное впечатление старины деревянного изделия.

Техника браширования – идеальный и доступный способ создания безупречного интерьера с колоритной стилистикой кантри или винтажа. Структурированные предметы из древесины наполнят дом природными мотивами, особой атмосферой тепла и уюта, станут изюминкой в общем дизайне.

голоса

Рейтинг статьи

Какую древесину используют для аммиачной дымки

Выбранный способ подходит для древесины с высоким содержанием танинов (дубильных веществ). Самые популярные породы дерева для использования аммиачной дымки: дуб, каштан, ясень. Эта древесина приобретает при обработке парами гидроксида аммония насыщенный роскошный цвет в оттенках от светло-кофейного до черного (зависит от времени выдержки).

Красивая структура абрикосовой древесины лучше проявляется после морения аммиаком и обработки маслом, как на третьем фото

Клен, граб, береза, сирень, ясень, лещина, вяз на обработку парами аммиака не отреагируют либо при длительной выдержке приобретут некрасивый грязноватый оттенок, пойдут пятнами.

Технология браширования – поэтапно

Использование браширования открывает широчайшие возможности по изменению текстуры и цвета самых разных пород древесины

Выбранную заготовку можно слегка увлажнить, чтобы древесная пыль не разлеталась по помещению. Первый проход осуществляется металлической щеткой, жесткость которой подбирается в зависимости от твердости древесины. «Щетина» не должна повреждать твердые волокна материала, но при этом должна успешно удалять мягкие. Движение инструмента осуществляется по направлению волокон, со скоростью, достаточной для эффективного выскабливания. Повышение скорости вращения щетки может привести к запеканию древесины, поэтому необходимо подбирать оптимальный вариант для каждого образца. При работе ручным инструментом такой проблемы не возникает, но приходится прикладывать большее усилие и затрачивать значительно больше времени на обработку.

Обработка древесины ручной металлической щеткой

Дрель с регулируемой скоростью сделает процесс браширования более производительным

Сменив насадку на полимерную щетку с нанесенным на нее абразивом, производится первичная шлифовка детали, при которой снимаются шероховатости и обрывки волокон, остающихся на поверхности древесины. Удалив все лишнее, можно оценить, насколько глубоко и качественно было сделано структурирование, и в случае необходимости – еще углубить образующиеся бороздки. На этой стадии можно добавить декоративные элементы в отделку деревянных изделий. С помощью стаместки в разных местах заготовки выбираются углубления произвольной формы. После черновой шлифовки их можно подправить и придать им максимально естественный вид старых трещин, образовавшихся в материале.

Движение инструмента необходимо осуществлять по направлению волокон древесины

  • Финальная полировка производится с применением сизалевой или волосяной щетки, которая придает детали законченный лощеный вид, полностью выявляя всю декоративность фактуры дерева. При ручной обработке используется наждачная бумага самой мелкой зернистости, позволяющая создавать идеально полированную поверхность. Загладив структурированную фактуру изделия, его подготавливают к дальнейшей окраске и покрытию лаком. Если перед работой древесину смачивали, то теперь ее необходимо высушить и полностью очистить от пыли.
  • Для придания особо декоративного вида деталь может подвергаться покраске, патированию, золочению и другим вариантам отделки. Использование морилки позволит состарить изделие за счет образования контрастных фактурных рисунков. Обильное нанесение состава с быстрым удалением излишков позволяет прокрасить участки с мягкими волокнами, впитывающими краску, и оставить светлыми участки твердых волокон, не успевших поглотить пигмент. Особенно эффектно смотрится золотая краска, забившаяся при нанесении в микротрещины и углубления на фоне естественной окраски дерева. Такие блики золота придадут изделию оригинальную декоративность. После обработки красящими составами поверхности еще раз полируют, чтобы избавиться от шероховатости, возникшей при покраске.

Декоративный разнос с эффектом состаренной древесины

Лакирование производится по полностью просушенному и очищенному дереву. При изготовлении брашированного паркета для вскрытия необходимо использовать специальный паркетный лак, чтобы готовое покрытие могло служить положенный ему срок.

Эффекта состаренной древесины можно добиться и с помощью обжига паяльной лампой

Обработка наждачной бумагой после обжига пламенем

Вид массива после обжига и покрытия лаком

Плюсы и минусы техники

Гарнитуры из дерева для спален и кухонь, гостиных и рабочих кабинетов можно состарить искусственным путем. Это позволит наделить предметы интерьера особенным шармом, сделать их более респектабельными на вид, но при этом визуально легкими, не громоздкими.

Процесс состаривания мебели из дерева осуществляется вручную, без использования каких-либо химических составов, дорогостоящего обрабатывающего оборудования. В итоге, поверхность мебельных гарнитуров приобретают высокую эстетику и интересные эксплуатационные параметры.

Далее описаны достоинства такой мебели:

  • высокая стойкость к воздействию влаги. Брашированные предметы мебели можно установить даже на кухне, хотя это помещение характеризуется довольно высоким уровнем влажности воздуха. Обработанное по такой технологии дерево будет устойчиво к пыли, загрязнениям, запахам еды;
  • повышенная прочность и, как следствие, долговечность. Предметы мебели под старину служат много лет без утраты первоначальной привлекательности, практичности. При необходимости освежить вид мебельного гарнитура можно снять старое лаковое покрытие и покрыть поверхность лаком еще раз;
  • стойкость к внешнему воздействию механического характера (на поверхности брашированной мебели не остаются царапины, сколы, вмятины от ударов). По этой причине не стоит переживать, что со временем шкаф или тумба под телевизор могут «поизноситься»;
  • высокая эстетичность — благодаря тому, что естественный рисунок дерева удачно подчеркивается, мебель выглядит броско и дорого. Также отметим тот факт, что состаренные искусственным образом конструкции прекрасно сочетаются с разными видами декоративных элементов (накладные панели, резьба, художественная ковка, фигурные элементы стоек, детали, стилизованные под предметы деревенского быта);
  • экологичность, натуральность — дерево является экологически чистым материалом, в котором нет вредных химических компонентов. Не применяются подобные составы и при брашировании деревянных конструкций механическим путем, поэтому урон человеческому здоровью они не нанесут. Также мебель под старину не обладает каким-либо едким запахом.

Еще одним достоинством данной технологии является то, что ее вполне реально выполнить своими руками в домашних условиях. Огромного опыта работы с деревянной мебелью для этого не требуется.

К недостаткам подобных изделий можно отнести тот факт, что их не всегда можно найти в широком ассортименте в мебельных магазинах. Иные минусы брашированных предметов интерьера идентичны минусам любой деревянной мебели: низкая пожаростойкость, высокая стоимость, существенные габариты и вес.

Разновидности

Клен легко поддается разным видам обработки, а также незначительно превосходит дуб по механическим показателям. Древесина становится податливой при обработке паром, что позволяет изготавливать предметы интерьера различной формы. В некоторых случаях во время этого процесса цвет может измениться на желтовато-бурый. Он считается ценной породой древесины, но используется не так часто из-за неустойчивости к поражениям, возможной смене цвета.

Для производства шпона используется клен в мебельном производстве. Он является популярным материалом для изготовления различной корпусной мебели. Из него часто делают шкафы купе. Широко применяется в производстве:

  • письменных, журнальных столов;
  • шкафов, стеллажей, комодов, тумб;
  • кроватей;
  • стульев.

Благородный цвет дерева позволяет делать мебель из клена для кабинетов. Она выглядит роскошно, элегантно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стильный дом
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: