Способы стыковки воздуховодов
Способы соединения деталей воздуховода можно разделить на сварные и фальцевые. Для сварного стыка необходима достаточная толщина стали или алюминия от 1,5 мм. Тонкостенные вентиляционные трубы соединяют, применяя фальцовку.
Фальцевые соединения бывают нескольких конфигураций. Наиболее используемые:
- на простом фальце;
- на фальце с защелкой;
- на фальце с отбортовкой;
- на соединительной планке;
- на поперечном фальце;
- встык;
- внахлестку;
- угловые.
Кроме сварных и фальцевых используют соединения:
- на фланцах;
- с помощью муфты или ниппеля;
- в раструб;
- при помощи шины;
- на бандаже.
Фланцевые соединения
Трубы для вентиляционных систем (независимо от их конструкции и сечения) соединяют при помощи специально изготовленных фланцев. Детали крепят на трубы при помощи точечной сварки или сплошного сварного шва. Между собой фланцы соединяют креплениями: заклепками или болтами с гайками. В случае использования крепежных болтов их располагают все на одну сторону.
Рекомендуем ознакомиться: Отсечной запорный клапан в трубопроводах
На практике, часто используют точечную сварку для соединения фланцев между собой. Это может грозить быстрой разгерметизацией системы из-за коррозии металла в будущем. Для придания дополнительной защиты сварному соединению, фланцы рекомендуется тщательно прокрашивать. Сварка считается быстрым и недорогим способом монтажа вентиляционных труб.
Для придания герметичности соединению на стальных фланцах между ними укладывают уплотнительную прокладку. Какие материалы разрешено использовать для герметизации стыков воздуховодов, официально изложено в СНиП 3.05.01-85.
Фланцевое соединение воздуховодов является универсальным, надежным способом. Однако изготовление дополнительных деталей обходится дорого, а процесс сборки является трудоемким. Такие соединения используют при монтаже плотных воздуховодов, с высоким уровнем требований.
Соединение воздуховодов муфтой или ниппелем
Не менее распространенный способ соединения труб вентиляционных коммуникаций – оформление стыка муфтой или ниппелем.
Муфта (или внешний ниппель) представляет собой дополнительный отрезок трубы, диаметр которого чуть превышает диаметр основного трубопровода. Муфтой закрывают место стыка, одевая ее на трубопровод. Для герметизации все стыки промазывают специальным составом (герметиком), который подбирают в зависимости от предстоящих условий эксплуатации. Есть муфты, которые идут в комплекте с уплотняющей прокладкой. При монтаже таких муфт герметиком не пользуются.
Ниппель представляет собой отрезок трубы, меньшего диаметра, чем основной трубопровод. Его вставляют на место стыка изнутри. Здесь для герметизации используют специальную алюминиевую ленту.
Соединение воздуховодов между собой с использованием ниппеля получило большее распространение на круглых конструкциях. На прямоугольных сечениях их применяют реже.
Соединение в раструб
Данный тип соединения воздуховодов применяется только для труб с круглым сечением. Для осуществления соединения в раструб на одном конце трубы должен быть расширяющейся участок или вся конструкция должна иметь форму конуса. Трубы вставляют друг в друга, не закрепляя их дополнительно. Для герметизации используется уплотнительная прокладка либо пластичный герметик. Наибольшее распространение соединение в раструб получило при монтаже сэндвич-дымоходов и бытовой вытяжки на естественной тяге.
Еврошина
Для соединения деталей прямоугольных воздуховодов производят специальные шины. Эти детали похожи на соединительные фланцы для прямоугольных труб, которые разобраны на запчасти. Деталь представляет собой отрезок металлического оцинкованного профиля, который напоминает букву Г. Удлиненная сторона имеет размер от 20 до 30 мм. Шина идет в комплекте с уплотнителем и специальными уголками.
Шиной соединяют воздуховоды, которые используются для транспортировки не горячих, химически инертных воздушных масс.
Рекомендуем ознакомиться: Как выбрать клей для качественного соединения ПВХ труб?
Бандаж
Стыковка деталей воздуховода при помощи установки бандажа применяется на химических производствах. Это соединение высокой надежности. Однако использовать его для бытовых коммуникаций экономически невыгодно, поскольку изготовление самого бандажа процесс дорогостоящий.
Бандаж устанавливают поверх места стыковки трубопровода. Предварительно проводят отбортовку соединяемых торцов. Пространство бандажа заполняют герметизирующими материалами – теплоизоляционной или химически устойчивой мастикой.
Технические характеристики гибких воздуховодов для вентиляции
Приведем в качестве примеров технические характеристики нескольких воздуховодов.
Прозрачный гибкий воздуховод, армированный стальной проволокой:
- Материал: пленка полиолефиновая.
- Устойчивость к воздействиям хим. реагентов: высокая.
- Диаметр: 80 — 315 мм.
- Масса: 200 — 450 грамм на метр
- Длина: 6 м.
- Длина в сжатом состоянии: в 7 — 10 раз меньше.
- Осевое разрывное усилие: 250 — 500 Н.
- Толщина стенки воздуховода: 0,3 миллиметра.
- Разряжение (максимум при диаметре 160 мм) при 20 градусах Цельсия — 8000 Па, при 70 градусах Цельсия — 5000 Па.
- Потери давления (на метр, при диаметре 160 мм): 25 Па.
- Эксплуатационная температура: — 70 — 70 градусов Цельсия.
ALU производства Supervent — гибкий, без изоляции.
Гибкий неизолированныей алюминиевый воздуховод
- Материал: алюминий.
- Диапазон температуры: — 30 — 140 градусов Цельсия.
- Рабочее давление (максимум): 2500 Па.
- Скорость воздушного потока (максимум): 30 метров в секунду.
ALU теплоизолированный производства Supervent.
- Материал: алюминий.
- Материал для теплоизоляции: стекловата.
- Диапазон температуры: — 30 — 140 градусов Цельсия.
- Рабочее давление (максимум): 2500 Па.
- Скорость воздушного потока (максимум): 30 метров в секунду.
- Диаметр: 102 — 406 мм.
- Длина — 10 метров.
Поврежденный участок гибкой трубы специалисты советуют сразу же заменять. Решить проблему путем заклеивания трещины нельзя: технические характеристики воздуховода в этом случае ухудшаются.
Обратные клапаны для систем вентиляции: обзор видов.
Сопротивление гибких воздуховодов
Чем меньше сопротивление, тем меньше шума от воздуховода. Коэффициент сопротивления трения гладкой трубы из стали — 0,02, гибкого воздуховода — 0,05. Значит, для гибкого
Толщина проволоки для гибких воздуховодов
Если воздуховод качественный, проволока в нем не подвержена коррозии. Углерод от 0,6 до 0,8%. Толщина проволоки — 0,8 — 1,7 миллиметра.
Гибкие воздуховоды с разной толщиной проволоки
Размеры гибких воздуховодов
Гибкие воздуховоды DFA в диаметре могут быть от 100 до 400 мм. Между витками проволоки у них 38 — 45 мм, в длину — 10 метров (стандарт). VENTPROFIL в диаметре от 102 до 508 мм.
- Гибкий воздуховод 100 мм Алюминиевый гибкий воздуховод диаметром 100 мм производства России стоит 170 рублей (3 метра).Абразивостойкий TEX PVC длиной 10 метров в «Сити Климат» 396 рублей.
- Гибкий воздуховод 125 мм Неизолированный «Поливент Н 125/3/3» с каркасом из проволоки и с покрытием из полиэстровой пленки в «ВЕНТС Северо-Запад» стоит 301 рубль (3 метра). В «Румклимате» гибкий гофрированный (из алюминиевой ленты) воздуховод производства ВПА с диаметром 125 мм и длиной 3 метра стоит 240 рублей.
- Гибкий воздуховод 150 мм Гибкий воздуховод серии «Поливент Н» без изоляции, с каркасом из проволоки и покрытием из полиэстровой пленки диаметром 150 мм и длиной 1 метр стоит 104 рубля в «ВЕНТС Северо-Запад».
- Гибкий воздуховод 160 мм В «РусКлимат» можно купить за 860 рублей 10 метров воздуховода диаметром 160мм. ALUDUCT — гибкий неизолированный воздуховод с 5-ю слоями фольги из алюминия, полиэфиром и проволокой из стали между слоями. В «Вентмонтаж» 1216 рублей (Пермь).
- Гибкий воздуховод 200 мм Неизолированный «Поливент Н» с полиэстровой пленкой. Диаметр — 200 мм. Длина — 7,5 метра. Цена 1524 рубля («Вентс Северо-Запад»).
- Гибкий воздуховод 250 мм «Поливент Н», гибкий неизолированный воздуховод, с диаметром 250 мм в «Вентс Северо-Запад» стоит 1744 рубля.
Воздуховод диаметром 250 мм
Популярные виды соединения металлических воздухов
За счет вида соединения металлических воздуховодов их разделяют на фальцевые и сварные.
Конструкция, которая выполнена из тонкой стали до 1-1,5 мм соединяется фальцевым методом. Если толщина материала больше производится сварное соединение воздуховода.
От того, насколько качественно были проведены соединительные работы, зависит правильная геометрическая форма и герметичность.
- На отдельном фальце с двойной отсечкой и защелкой (относится к типу соединения, в котором не используют фланцы);
- На поперечном, угловом либо лежачем фальце;
- При помощи специальной планки или рейки;
- Внахлест;
- Отбортованный стык встык.
Для прямоугольных вентконструкций, с прямым швом, распространенная проблема – «винт». Он возникает в результате сдвига во время прокатки фальца. Такой дефект соединения приводит к осевому смещению воздуховодов во время их крепления.
Монтажная шина (еврошина)
Представляет собой профиль из оцинкованной стали, который по своей форме напоминает букву L.
На одной стороне конструкции толщина шины может составлять 20 либо 30 мм.
Шина для соединения воздуховодов предназначена для работы с прямоугольными конструкциями и соответствующими фасонными частями. С конструкцией вентсистемы соединяется при помощи саморезов . Для выполнения такого монтажа используют шинорейку со специальным уголком. Это позволяет придать конструкции жесткость и обеспечить полное соединение всех деталей вентиляционной системы.
Еврошины ускоряют процесс сборки и монтажа герметичной системы вентиляции.
Стыки шины обрабатывают герметиком или уплотнительной лентой. Если размер стороны конструкции 500мм и более – систему оборудуют дополнительными монтажными скобами.
Ниппель и муфта
Данный тип соединения используется при монтировании круглого воздуховода. При установке вентсистемы таким методом процесс занимает довольно краткие сроки. Для монтажей каналов вентиляции используют два типа ниппелей :
- Ниппель;
- Муфта.
Их разница заключается лишь в том, что ниппель крепиться внутри воздуховода, а муфта снаружи.
Отличить недорогие ниппели от более дорогих можно по отсутствию уплотнительных прокладок.
Если, для соединения воздуховодов использовать более дешевый вариант ниппеля, то стыки придется герметизировать при помощи алюминиевой ленты для уплотнения либо полимерного скотча.
Соединение на ниппеле
Соединение на муфте
Реечное соединение
Реечное соединение воздуховодов – безфланцевый монтаж прямоугольных вентконструкций.
Данный метод актуален для помещений, в которых есть ограничение высоты. Для улучшения герметичности соединений используют мягкую резину либо пластику из поливинилхлориа.
Реечный метод монтирования с зубчатыми рейками, применяется довольно редко, так как во время работы создает много шума.
Бандажное соединение воздуховодов
Бандажное монтирование вентсистемы довольно удобное и подходит для монтирования вентсистемы на химических производствах. Принцип монтажа бандажным способом — соединения прямоугольных воздуховодов между собой. Для данного типа соединения торцы воздуховода подготавливают (отбортовывают) заранее. На них одевают бандаж и заполняют полость герметиком. Если монтаж такой вентиляционной системы производиться на химическом производстве, то герметизирующее средство должно быть стойким и не восприимчивым к воздействию агрессивных веществ. Данный метод довольно надежен, но в сравнении – дорогой. Поэтом редко используется в быту.
Раструбное соединение
Раструбное соединение воздуховодов происходит путем захода одного элемента в другой. Разновидности такого монтажа:
- Конусообразный воздуховод;
- расширены (сужены) концы изделия.
Такой вид соединения не подойдет для вентсистемы, потому как не обладает достаточной герметичностью, но для естественной вытяжки – вполне.
III. Ограничение на использование гибких воздуховодов
Ограничения на применение гибких воздуховодов обусловлены, в большинстве случаев, различиями в национальных и отраслевых стандартах и нормах. В числе прочих общих ограничений на использование гибких воздуховодов можно назвать следующие:
- использование в вертикальных стояках высотой более двух этажей;
- использование в системах с температурой входящего воздуха более 120°С;
- применение на открытом воздухе, если материал воздуховода специально не защищен от воздействия солнечного света и прочих атмосферных воздействий;
- использование без учета классификации, включая термостойкость и конструктивные особенности конкретного вида изделий;
- несоблюдение допустимых расстояний при монтаже в местах, где из-за электрических устройств, ископаемого топлива или солнечной энергии, возникает избыток тепла;
- монтаж соединительных воздуховодов через стены, перегородки или части вертикальных стояков, имеющие рейтинг огнестойкости больше 1 часа; через полы и через стены там, где требуется использование автоматических противопожарных заслонок или клапанов дымоудаления;
- использование в качестве компонентов систем вентиляции в помещениях для готовки, глажки и сушки белья, если это специально не указано производителем;
- применение в бетонных конструкциях, в местах ниже уровня земли или в контакте с землей без учета ограничений производителей на непосредственный контакт с агрессивной средой или абразивными материалами.
Монтаж гибких рукавов: а) неправильно; б) правильно |
Статья подготовлена специалистами компании «ИФ-СЕРВИС»
Достоинства и недостатки сварного соединения воздуховодов
Если сварной шов выполнен плохо, со временем он разойдется Сварное соединение является неразъемным и не требует дополнительных элементов фиксации. Оно имеет такие преимущества:
- возможность изготовления крупногабаритных конструкций;
- снижение веса по сравнению с литыми элементами;
- высокая прочность и надежность стыка;
- относительно невысокая трудоемкость в бытовых условиях.
В сварном соединении нередко возникает остаточное напряжение. В этом случае меняются технические свойства металла, который со временем теряет свою прочность. При неумелом использовании сварки швы могут быть дефектными. После использования аппарата стыки обязательно проверяются визуально и при помощи инструментов. При местном нагреве металла в области термического влияния могут меняться механические свойства материала.
Способы сварки
Сварной способ соединения воздуховода считается самым надежным Соединять воздуховоды между собой при помощи сварки мастерам приходится нечасто, так как процесс дорогостоящий. Этот способ применяется, если особые требования предъявляются к герметичности конструкции. Сварочный процесс бывает ручным или механизированным.
Ручной
Электродуговая сварка применяется, если толщина материала более 1,5 мм. Газовое оборудование необходимо, если металл имеет толщину 0,8 мм. Второй метод применяется нечасто.
Механизированный
Механизированный способ сварки бывает полуавтоматическим или автоматическим. Он используется на предприятиях.
Как правильно выбирать
Большой пластиковый воздуховод из полипропилена По сути, воздуховод — это транспортная сеть, обеспечивающая беспрепятственное поступление в систему вентиляции воздушного потока и удаление загрязненного.
При выборе труб из полипропилена необходимо обращать особое внимание на нижеперечисленные параметры:
- маркировка, форма сечения и размер полипропиленовых труб, их стоимость;
- общая площадь помещений здания, в котором устанавливается система вентиляции;
- требуемый объем воздушных масс, достаточный для нормального проветривания помещений здания;
- скорость передвижения воздуха, которая для жилых зданий, по нормам, составляет 4 м/с;
- величина кратности воздухообмена, определяемая по таблице СНиП;
- необходимый температурно-влажностный режим;
- химический состав транспортируемой среды;
- тип применяемой системы вентиляции – естественная либо принудительная;
- мощность оборудования, используемого для проветривания;
- уровень давления в вентиляционной сети.
В помещении для постоянного проживания, согласно установленным нормативам, на 1 м2 площади должен быть установлен воздуховод с сечением, равным 5,4 см2.
Устройства для перемещения воздуха, сделанные из полипропиленовых труб, различаются по:
- кольцевой жесткости;
- форме сечения;
- диаметру сечения;
- способу устройства теплоизоляционного слоя и виду материала.
В любом случае при выборе диаметра следует придерживаться указаний проектной документации, касающейся системы вентиляции.
Другие способы соединения
Фланцевое соединение воздуховодов достаточно надежное, но не особо актуальное в связи с высокой стоимостью. Оно имеет высокий уровень жесткости. С одной стороны это плюс, но с другой – минус, так как при малейших изменениях конфигурации неподходящие детали можно попросту отправить на переплавку.
Есть множество вариантов крепежа такого соединения. Но, самый распространенный – точечная сварка. Этот метод наиболее быстрый и простой. Минус такого соединения в том, что оно не достаточно надежное, в особенности при работе с оцинкованными деталями. Поскольку цинк во время сварки может прогореть, то велика вероятность коррозии сварочного шва, в следствии ослабиться фиксация конструкции. Дабы избежать таких последствий, рекомендуется вместо сварки для крепежа использовать устойчивые к коррозии заклепки.
Здравствуйте, уважаемый читатель! Эффективность современных вентиляционных устройств во многом зависит от качества сборки её элементов. Если будет нарушена технология установки, даже при грамотно выполненном аэродинамическом расчёте не удастся изготовить надежную систему.
Важную роль играет при этом соединение воздуховодов между собой. Рассмотрим их способы, особенности применения в различных ситуациях.
Методы крепления воздуховодов
Есть 4 способа крепления воздуховодов:
С помощью шпильки и профиля.
Более профессиональный способ крепления. Для его осуществления используют профиль с L либо Z образной формой.
С помощью шпильки и травеса
Этот метод крепления используют для монтирования тяжелых конструкций. Коробка уголок, которая установлена под нижний угол, уменьшает нагрузку на крепежи и способствует длительной жесткой поддержке короба.
Для того чтобы снизить уровень шума и пригасить вибрацию место крепления профиля прокладывают резиновым уплотнителем.
С помощью шпильки и хомута
Этот метод используют для монтирования круглых вентконструкций. Такая установка производиться на небольших участках конструкции из гибких труб. В основном используют только хомут.
Это самый бюджетный и легкий способ крепления. Для круглых конструкций – из перфоленты делают петлю, прямоугольных – перфоленту присоединяют к болтам
Монтаж воздуховодов
Практически все работы по обустройству системы воздухообмена проводятся на высоте. Этот аспект предусматривает привлечение подъёмного оборудования и проведение инструктажа персонала по мерам безопасности. Крепление воздуховодов вентиляции должно проводиться в соответствии со следующими правилами:
- К работе допускается только исправная техника и персонал, прошедший обучение. На монтаж выдаётся отдельный наряд.
- Места проведения высотных работ ограждаются временными преградами или обозначаются предупредительными знаками. Проход по данной территории ограничивается.
- Прямые участки длиной до 30 м предварительно собираются на полу. Подъем заготовок осуществляется после проверки надёжности крепежа.
- Установка вентиляционных труб проводится в соответствии с проектной документацией. Все изменения и дополнения должны согласовываться с разработчиком плана и руководителем стройки.
Способ монтажа выбирается исходя из особенностей здания, технических решений проектировщиков и наличия в помещениях установленного ранее строительного оборудования.
Соединение воздуховодов между собой
Стыковка каналов и оборудования должна проводиться так, чтобы место соединения было герметичным и устойчивым к усадке здания, перепадам влажности и температуры.
В отношении вентиляции из различных материалов действуют следующие правила монтажа:
- Соединение металлических звеньев и деталей. Изделия из стали толщиной менее 2 мм соединяются с помощью фланцев и болтов, накидными гайками, бандажами и раструбами. Фиксация между собой толстых труб, вентилятора и электродвигателя осуществляется с помощью сварки.
- Соединение пластиковых каналов. В зависимости от применяемого материала (полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) стыкуются в раструб, сваркой, пайкой или путём склеивания.
- Стыковка круглых каналов. Осуществляется с помощью фланцев, бандажа и муфты.
- Стыковка прямоугольных каналов. Выполняется путём наложения шины или соединения фланцами.
В качестве прокладочного материала выбирается резина или полиуретан.
Крепление воздуховодов к строительным конструкциям
Прикрепление вентиляционных каналов к несущим конструкциям осуществляется такими монтажными приспособлениями:
- Тяги с резьбой. Используются для фиксации пластиковых, алюминиевых конструкций и каналов из стали толщиной менее 1,5 мм. Одно крепление делается на 2 м трассы.
- Закладные детали в бетоне. К ним привариваются кронштейны, на которые согласно проектному положению привариваются стальные трубы.
- Хомуты. Закрепляются на вертикальных и горизонтальных панелях с помощью анкерных болтов или пластиковых дюбелей.
На одной вентиляционной системе могут использоваться несколько видов крепежа. Выбираются варианты, которые обеспечивают прочность конструкции при минимальных финансовых затратах.
Виды крепления воздуховодов: а) при помощи Z-образного профиля и шпильки; б) при помощи траверса и шпильки; в) при помощи L-образного профиля и шпильки; г) при помощи хомута и шпильки.
Особенности монтажа
При строительстве вентиляционных трубопроводов следует учитывать такие нюансы:
- Оси каналов должны проходить параллельно плоскостям конструкций здания. Не допускается диагональная и наклонная прокладка.
- Запрещается соединять в один прогон выходы из жилых помещений и вытяжки из санузлов, кухонь и складов с токсичными веществами.
- Места соединений воздуховодов должны быть защищены от попадания в них дыма или ядовитых летучих соединений при возникновении нештатной ситуации.
- Минимальное расстояние между выхлопными отверстиями вентиляции и дымохода должно быть не менее 3 м. Располагать их нужно на одном уровне по горизонтали.
- При прохождении через инженерные конструкции места соединения труб должны находиться на расстоянии не ближе 1 м от этих конструкций.
- Крепление воздуховодов к поверхностям необходимо проводить с интервалом не более 300 см для труб диаметром до 40 см, 400 см для изделий сечением больше 40 см и 600 см для труб диаметром от 200 см.
После окончания монтажа вентиляционной системы проверяется её работоспособность на предмет кратности, прочности и герметичности.
Как подобрать?
Работа системы воздухоотведения (СВО) зависит от того насколько правильно рассчитана площадь её сечения.
S — Площадь сечения.
P — Производительность СВО.
v — Скорость движения воздушной массы (для жилых помещений применяется показатель в 3-4 м/с).
Определение производительности вентиляции предполагает определение количества воздуха, необходимого для комфортного пребывания в помещении. Рассчитывается она 2 способами:
По объёму необходимого воздуха:
P — Производительность СВО.
A — Количество людей, находящихся в помещении в течение часа.
n — Норма расхода воздуха по СНИП 41-01-2003 и МГСЧ 3.01.01.
По кратности проветривания (вентилирования):
P — Производительность СВО.
V — Объём комнаты (при равных данных, всего помещения)
k — Кратность проветривания, установленная нормативами СНИП 41-01-2003.
Форму и диаметр
От выбранной конфигурации и размера сечения воздуховода зависит качество воздухообмена, энергоэкономичность и дизайн помещения. Поэтому к выбору воздухоносных каналов следует подходить обстоятельно:
Чем меньше диаметр воздуховода, тем выше скорость движения воздушной массы
Важно руководствоваться принципом «золотой середины», т.к. чем выше скорость, тем выше уровень шума.
Воздуховоды круглого сечения обеспечивают более скоростное движение воздуха, проще монтируются и стоят дешевле.
Прямоугольные прочнее и гармонично вписываются в дизайн любого помещения.
Конструкцию и жёсткость
В зависимости от специфики применения конструкции бывают:
- жёсткими, полужёсткими или гибкими;
- стандартными или теплоизолированными;
- огнезащитными.
Чем плотнее швы, тем прочнее соединение и длиннее период эксплуатации.
Материал
Оцинкованные вентканалы изготавливаются стандартного вида и утеплённые.
- В конструкции утеплённых моделей предусмотрен специальный изолирующий слой из минерального волокна, полиуретана, пеноэластомера, войлока или других материалов. Они поддерживают оптимальную температуру воздуха внутри контура, предотвращая образование и замерзание конденсата на стенках. Кроме того снижают уровень шума.
- Цинковое покрытие может быть односторонним или двусторонним. Вследствие образования внутри контура конденсата, двустороннее оцинкование практичнее, т.к. оберегает контур от внутрикоррозийного процесса.
Крепление
Способы фиксации воздуховодов зависят от конфигурации:
- при круглом сечении применяются муфтовое, бандажное и ниппельное соединение элементов;
- прямоугольные воздуховоды скрепляются посредством защёлок и монтажных уголков.
Иногда применяется сварка.
Сфера применения
Производители выпускают гибкие трубы для воздушных каналов в диапазоне диаметров от 76 до 710 мм. Различают воздуховоды для общеобменной вентиляции и высокотемпературные.
В жилищном строительстве спросом пользуются трубы до 350 мм в диаметре. В качестве полноценной вентиляционной системы их устанавливают в жилых малоэтажных домах. В качестве отдельных рукавов, подсоединяемых к центральной шахте, гибкие воздуховоды незаменимы в многоквартирных зданиях.
Гибкие воздуховоды используют:
- в системах кондиционирования;
- в нефтеперерабатывающей, химической промышленности;
- в общественных зданиях;
- в пищевой промышленности.
В производственных цехах гибкие воздуховоды используют:
- для выведения отработанного, грязного воздуха, который содержит механические взвеси и химические загрязнения;
- для нагнетания теплого воздуха.
Рекомендуем ознакомиться: Особенности обустройства вентиляции в многоквартирном панельном доме
Для использования в промышленности выпускают гибкие воздуховоды со специальными функциями. Это утепленные трубы, армированные, с защитным покрытием, многослойные.
Особенности монтажа
Элементы вентиляционной системы из полипропилена собираются достаточно просто. Технические характеристики воздуховодов обуславливаются прочностью сварных швов.
Проверка их качества осуществляется по ГОСТ 16971-71. Что касается технологии сварочных работ, то они проводятся при соблюдении требований ГОСТ 16310-80.
Для соединения отдельных частей трубопровода между собой применяются специальные фитинги:
- муфты;
- тройники;
- крестовины;
- уголки;
- переходники.
Крепление вентиляционных каналов проводится с помощью хомутов. Технология прокладки обуславливается типом системы вентиляции. Наиболее сложной считается приточно-вытяжная.
Последовательность монтажа воздуховода:
- высверливание в стене здания отверстия для притока свежего воздуха с последующей установкой в него патрубка;
- присоединение приточной системы к вентиляционному каналу, расположенному в чердачном помещении;
- установка вентиляционного рукава, подающего воздух в помещения дома.
Устройство вытяжной системы проводится по вышеописанному принципу. Она располагается на скате кровли дома. При сборке отдельных конструктивных элементов сети из полипропилена необходимо соблюдать технологию монтажа.
Регламентация этого вопроса осуществляется нормативами СП 73.13330.2012 и СП 60.13330.
В них отмечено, что:
- сборку и соединение гибких воздуховодов следует проводить, растягивая их по длине;
- вентиляционные рукава должны быть натянуты с целью исключения их провисания;
- не допускается прокладка гибких и полужестких воздуховодов, если длина вертикального отрезка составляет более 7 метров;
- в местах соприкасания вентиляционной сети с грунтом либо с бетонными конструкциями следует устанавливать жесткие вентиляционные трубы. То же касается помещений подвала, цокольного этажа;
- при установке воздуховодов следует использовать специальные гильзы, сделанные из металла, и переходники.
Устройство теплоизоляции предотвращает процесс выпадения конденсата в вентиляционном канале, что обеспечивает его долговечность.
Ее рекомендуется использовать при прокладке элементов системы, устанавливаемой в неотапливаемых помещениях или снаружи здания.
Принцип классификации воздуховодов
Воздуховодами называют систему труб, приспособленную для движения по ней воздушного потока и устроенную определенным образом. Их применяют при монтаже систем вентиляции в домах‚ сети воздуховодов образуют системы кондиционирования‚ с их помощью подключают кухонные и промышленные вытяжки‚ используют в системах воздушного отопления.
Исходя из конструктивного исполнения‚ их делят на круглые и прямоугольные. Круглые воздуховоды эргономичны‚ воздух движется по ним почти бесшумно‚ вибрация при работе незначительная. Соединяют элементы воздуховода с круглым сечением без использования дополнительных элементов.
Прямоугольное сечение воздуховода предпочтительнее тогда, когда систему нужно сделать незаметной, спрятав ее под отделкой. Этим и удовлетворительным уровнем пропускной способности обусловлен их выбор при устройстве системы вентиляции в жилых домах. Кроме того, воздуховоды бывают жесткими и гибкими.
Металлические воздуховоды с прямоугольной формой сечения в разрезе имеют типовые размеры‚ колеблющиеся в пределах от 10 х 10 до 400 х 320 см. Прямые звенья имеют длину от 1 до 2.5 м. Крепят их разными способами
У первых сечение может быть как круглым‚ так и прямоугольным‚ а вторые в разрезе имеют только круг. Их использование уместно в точках разветвления. Производят гибкие воздуховоды в основном из алюминиевой фольги‚ полиэфира‚ хотя есть и изделия из силикона‚ текстиля‚ резины, устойчивой к агрессивной химии.
К вентиляторам‚ приточным и вытяжным анемостатам‚ решеткам их подсоединяют напрямую, но иногда, чтобы связать такой воздуховод с основной системой‚ дополнительно нужны соединительно-монтажные детали. Внутри поверхность гибких воздуховодов не отличается особой гладкостью, поэтому повышенное аэродинамическое сопротивление создает дополнительные шумы.
Гибкие воздуховоды могут быть как каркасными‚ так и бескаркасными. Каркас образует проволока — полимерная либо стальная. Свитую в пружину проволоку‚ покрывают синтетическим материалом‚ фольгированной лентой или полимером. Этот вид труб иногда оснащают покрытием — теплоизоляционным или шумопоглощающим
Структура у гибких воздуховодов многослойная. Для большей жесткости между слоями размещают стальную проволоку. Наиболее часто вентканалы в жилых домах прокладывают из труб ПВХ‚ обладающих высокими звукопоглощающими и теплоизоляционными характеристиками. Применяют гофру в тем местах, где скорость движения воздушной массы не превышает 30 м/с‚ а давление не выше 5 т. Па.
Воздуховодные каналы по своей конструкции могут быть встроенными‚ в виде вентиляционных шахт‚ и внешними‚ проложенными по стенам и потолкам. Первые располагают внутри стен. Чтобы они работали эффективно их поверхность внутри должна быть максимально гладкой‚ тогда воздух будет циркулировать свободно‚ не натыкаясь ни на какие помехи. Внизу шахта имеет отверстие‚ позволяющее очищать воздуховод.
Подвешенные и приставные короба используют для устройства внешних воздуховодов. Они представляют собой сборку, состоящую из труб и соединителей, различных по размеру и форме. Исходя из такого признака‚ как наличие изоляции‚ воздуховоды бывают изолированными и без изоляции. Основываясь на дизайне помещений и конструктивных особенностях строения‚ останавливают выбор на каком-то конкретном типе воздуховодов.
а-з — установка горизонтальных воздуховодных каналов; и-к — вертикальных каналов; а, и — крепление к стенам; б, в, г, к — фиксация к колоннам; д, в — к перекрытиям; е, з — к формам и прогонам;Конструктивные элементы: 1 — консоль; 2 — тяга; 3 — хомут; 4 — воздуховод; 5 — траверса; 6 — стяжной болт; 7 — накладка
Установке системы должен предшествовать качественный аэродинамический расчет. Потребуется определить давление в системе‚ объем воздушных масс‚ проходящих по воздуховоду‚ его сечение‚ тип воздухообмена.
Заключение
Мы рассмотрели все аспекты монтажа гибких воздуховодов. Удачи в Ваших проектах!
Источники
- https://RSVgroup.ru/ventilyatsiya/montazh-vozduhovodov.html
- https://StrojDvor.ru/ventilyaciya/pravila-montazha-i-sxemy-ustanovki-vozduxovoda/
- https://vseotrube.ru/ventilyatsiya-i-dymohod/pryamougolnye-vozduhovody
- https://KrepezhInfo.ru/montazh-vozduhovoda/
- https://www.air-ventilation.ru/montazh-vozduhovodov.htm
- http://airducts.ru/kreplenie-vozduxovodov/
- https://1poclimaty.ru/montazh/vozduxovoda-dlya-kuxonnoi-vytyazhki.html
- https://www.AirClimat.ru/Montazh-vozduhovodov.htm
- https://sovet-ingenera.com/vent/montazh/montazh-vozduxovodov.html
- http://airducts.ru/montazh-gibkix-vozduxovodov/