Какая запорная арматура для трубопроводов есть на рынке и какую лучше использовать

Виды запорной арматуры: классификация устройств для трубопроводов

Классификация по различным параметрам

Помимо функциональных различий и особенностей конструкции критериями для деления устройств на группы служит их назначение и сфера применения.

По сфере применения

По особенностям применения устройства разделяют на четыре разновидности:

  • Детали общего назначения, которые могут использоваться в различных отраслях.
  • Арматуру специального назначения (эти устройства должны обладать определенными характеристиками, которые оговариваются специально).
  • Санитарно-техническая, которая используется в трубах, предназначенных для оснащения бытового оборудования.
  • Фасонные детали для особых условий эксплуатации, например, для магистралей, транспортирующих агрессивные вещества.
  • Для трубопроводов судостроительной или транспортной промышленности.

Логично, что арматура для газопроводов должна отличаться высокой степенью герметичности. Для трубопроводов, транспортирующих нефть, важнейшим является антикоррозийная устойчивость, для труб, применяемых в химической промышленности важным критерием является инертность к агрессивным химическим соединениям.

По типу соединения

В зависимости от способа соединения, арматура делится на несколько групп:

  • Фланцевая — разборные детали, которые могут многократно разбираться, например, при ремонте или для прочистки. Крепится на болты. Распространена в системах, работающих в системах с высоким давлением и температурой.
  • Муфтовая арматура с резьбой. Подходит для труб из металлопластика, полиэтиленовых и полипропиленовых трубных изделий.
  • Арматура под сварку — самая надежная, сварка осуществляется в раструб или встык.
  • Арматура для цапкового крепления (устройства небольшого размера, которые способны работать под высоким давлением, с наружной резьбой).
  • Устройства под штуцерное соединение (детали с наружной резьбой, диаметром не более 15 мм).

По методу герметизации

В зависимости от того, каким образом происходит герметизация стыков, различают:

Сальниковая Соединение, когда шток и шпиндель дополнительно уплотняются сальниковой набивкой.
Мембранная Эластичный диск, который обеспечивает герметичность стыков.
Сильфонная В качестве уплотнителя выступает сильфонный узел, который представляет собой гофрированную трубку.
Шланговая Арматура, оснащенная эластичным шлангом, пережимание которого создает герметичное отсечение потока.

Проточная часть

В зависимости от размеров проточной части арматура изготавливается:

– полнопроходная;
– неполнопроходная (зауженная).

Полнопроходная арматура имеет круглое проходное сечение в проточной части диаметром не меньше установленного в таблице 2.

Арматура с патрубками под приварку по согласованию может иметь патрубки меньшего внутреннего диаметра для соединения с трубой.

Неполнопроходная арматура имеет минимальный диаметр проходного сечения в проточной части:

– для ≤ DN 300 – на один размер меньше DN арматуры по таблице 2;
– для DN от 350 до 600 включительно – на два размера меньше DN арматуры по таблице 2;
– для DN > 600 – по согласованию.

Диаметр проходного сечения в проточной части неполнопроходной арматуры

(эффективный диаметр Dэфф) указывают в ЭД и маркировке.

Пример – Минимальный диаметр проходного сечения в проточной части для неполнопроходного шарового крана DN 250 PN 160 – 190 мм; шарового крана DN 400 PN 250 – 287 мм.

Металл для корпусных деталей

Трубопроводная арматура изготавливается из:

  • чугуна;
  • стали;
  • латуни;
  • алюминия;
  • никеля;
  • титана.

Арматуру, применяемую в трубопроводах коммунальных систем, обычно делают из чугуна GGG40 или 50. Это серый шаровидный чугун. Кроме этого сплава в арматуростроении применяются ковкие и высокопрочные чугуны. Различные добавки в сплав обеспечивают арматуре:

  • жаростойкость;
  • кислотоупорность;
  • щелочестойкость;
  • и антифрикционные свойства.

Из чугуна делают отливки корпусов, штурвалов и затворов.

Стали

Сталь обладает лучшими (нежели чугун) прочностными характеристиками. Так как сталь пластична, ее используют для изготовления ответственных конструкций, работающих под высоким давлением.

Пластичность – характеристика металла, которая выражается в способности выравнивать силовые напряжения, вызванные внешним воздействием (давлением рабочей среды).

Для изготовления корпусных деталей используют углеродистую сталь, марки 25Л или 35Л.

Затворы, контактирующие с рабочей средой, делают из легированных сплавов с добавлением титана, никеля и хрома. Благодаря антикоррозионным свойствам этих добавок, уплотнители получают отличную сопротивляемость коррозии, механическим воздействиям и усталости.

Цветные металлы

Из латуни, меди и бронзы, в основном делают сантехнические вентили и краны. Также бронзовые и латунные сплавы применяются в криогенной арматуре, работающей при экстремально низких температурах (менее -1530С). С понижением температуры рабочей среды, механические и прочностные свойства латуни повышаются.

Так как латунь имеет отличные антифрикционные свойства (устойчивость к истиранию), она используется при изготовлении подвижных деталей (например, ходовой гайки).

Титан служит добавкой в легированных сталях, которые применяют для наплавок уплотнительных поверхностей.

Разновидности арматуры запорного типа

Различают следующие типы запорной трубопроводной арматуры:

  • краны;
  • вентили (клапаны);
  • задвижки;
  • заслонки.

Классификация кранов

Запорные краны преимущественно предназначены для бытовых трубопроводов с малым давлением.

Устройство запорной арматуры-крана следующее:

  • корпус;
  • запорный элемент;
  • рукоять;
  • набор уплотнительных прокладок.

Элементы, входящие в состав запорного крана

Классификация устройств может быть произведена по нескольким признакам:

  • типу запорного элемента;
  • методу установки.

Элементом, перекрывающим поток проходящей среды, может быть:

  • шар. В соответствие с этим кран носит название шаровой (рисунок выше);
  • конус в виде пробки (пробковый кран).

Запорный кран пробкового вида

Крепиться к трубопроводу краны могут:

муфтовым способом. Фиксирующие гайки наворачиваются на подготовленную на трубе резьбу;

Кран, устанавливаемый на резьбу

  • фланцевым способом. В качестве фиксирующих элементов выступают фланцы, соединяемые между собой болтами;
  • методом сварки.

Устройства, устанавливаемые на фланцы и методом сварки

Каждый кран имеет свое условное обозначение. На маркировке, нанесенной на корпус устройства, в обязательном порядке отражаются:

  • диаметр условного прохода (DN);
  • условное давление, на которое рассчитано устройство (РN);
  • материал, примененный для изготовления крана;
  • предприятие-изготовитель;
  • дополнительные справочные материалы (дата изготовления, номер партии и так далее).

Условные обозначения основных параметров крана

Если знать маркировку, то всегда можно самостоятельно подобрать запорное устройство.

Использование вентилей

Запорный клапан (вентиль) состоит из корпуса с двумя концами для крепления устройства и седла, перекрываемого затвором.

Клапан для перекрытия трубопровода

Основная отличительная особенность вентиля от крана – это высокий класс герметичности, что позволяет использовать устройство на газопроводах.

Клапан, как и кран, может присоединяться к трубопроводу при помощи муфт, фланцев или сварки.

Выпускаются вентили, приводимые в действие:

  • маховиком (ручное управление);
  • электроприводом (электронное управление), в том числе и с помощью дистанционного пульта управления.

Маркировка запорной арматуры – вентиля также содержит:

  • условное обозначение модели устройства;
  • проход;
  • обозначение типа присоединения к трубопроводу;
  • давление;
  • материал исполнения;
  • климатическое исполнение;
  • документ, на основании которого вентиль изготовлен.

Обозначение параметров вентиля

Предназначение и разновидности задвижек

Наиболее часто используемым элементом любых трубопроводов является задвижка. Устройство представляет собой корпус и крышку, между которыми располагается затвор.

Простейший вид запорной арматуры

Назначение запорной арматуры – задвижки – любые трубопроводы, диаметр которых варьируется от 15 мм до 2000 мм.

Преимуществами устройства, по сравнению с другими видами запорной арматуры, являются:

  • простота обслуживания и конструкции;
  • небольшие размеры;
  • малое сопротивление.

Задвижки могут изготавливаться из следующих материалов:

  • стали;
  • чугуна;
  • цветных металлов и сплавов из них.

Управление задвижками происходит:

  • ручным способом (вращением рукояти);
  • электроприводом;
  • гидроприводом.

Задвижки с электроприводом или гидроприводом преимущественно устанавливаются на промышленные трубопроводы.

Обозначение запорной арматуры (задвижки) определяет:

  • вид и наименование устройства;
  • условный рабочий диаметр;
  • максимальное давление в системе;
  • тип привода;
  • положение устройства в рабочем состоянии;
  • категорию размещения;
  • климатическое исполнение;
  • тип соединения устройства с трубопроводом.

Обозначение параметров задвижки

Назначение заслонок

Запорным элементов в заслонке является диск, который вращается вокруг оси.

Разновидность запорной арматуры для трубопровода

Заслонки преимущественно используются на трубопроводах, имеющих большой диаметр и находящихся под небольшим давлением, так как класс герметичности устройства достаточно низкий.

Заслонка может управляться:

  • маховиком, приводящим в действие ось вращения (ручное управление);
  • гидроприводом;
  • электроприводом.

В большинстве случаев корпус запорного устройства изготавливается из чугуна, а поворотный диск – из стали.

Устанавливаются заслонки:

  • методом сварки;
  • фланцевыми крепежами.

Заслонки могут использоваться в трубопроводах с химическими жидкостями и канализационных системах. Для водоснабжения или отопления практически не применяются.

Марка запорной арматуры – задвижки, а так же номер партии, диаметр, давление и область определения обозначаются на корпусе устройства аналогично ранее приведенным схемам.

Сфера применения и преимущества

Трубопроводные задвижки производятся в диапазоне диаметров от 15 до 2000 мм. Они предназначены для монтажа в системы с температурой рабочей среды до 550 градусов и давлением до 25 МПа включительно. Сфера использования задвижки непосредственно зависит от материала, из которого изготовлен ее корпус. Наиболее распространенные стальные конструкции могут применяться:

  • в сфере жилищно-коммунального хозяйства для установки на трубопроводы центрального водоснабжения и отопления;
  • в нефтегазовой и энергетической промышленности на транспортных магистралях;
  • в производственных сферах на трубопроводах подачи парообразных, жидких и сыпучих веществ.

Также производятся задвижки в корпусах из нержавеющей стали, за счет устойчивости которой к коррозийным воздействиям они получили широкое распространение в химической и фармацевтической промышленности.

Конструктивные особенности задвижки не позволяют использовать ее в качестве регулирующей арматуры, запорный элемент всегда должен находиться в крайних положениях – “закрыто” либо “открыто”, в противном случае значительно ускорится износ уплотнительных поверхностей и, как следствие, рабочий ресурс конструкции.

Фланцевые задвижки с выдвижным шпинделем имеют следующие эксплуатационные преимущества:

  • простота компоновки, надежность и ремонтопригодность;
  • минимальное гидравлическое сопротивления;
  • небольшая габаритная длина;
  • возможность комплектации механизированными приводами гидравлического, электрического либо пневматического типа;
  • простота установки и возможность быстрого демонтажа за счет фланцевого соединения.

Высота клиновой задвижки

Есть у конструкции и недостатки, основной из них – большая габаритная высота за счет шпинделя, длина которого идентична диаметру пропускного отверстия в корпусе. При открытии затвора шпиндель полностью выходит из корпуса, что требует наличия свободного пространства над трубопроводом.

Задвижка с невыдвижным шпинделем отличается от рассматриваемой нами конструкции тем, что ее шпиндель при открытии затвора совершает исключительно вращательное движение, тогда как выдвижной шток движется вращательно-поступательно. В сравнении с фиксированной арматурой конструкция с выдвижным шпинделем требует значительно меньших затрат времени на открытие.

К недостаткам задвижек также относится достаточно быстрый износ уплотнительных поверхностей на седлах и затворе за счет их постоянного трения, что требует частого планового ремонта, выполнить который без монтажа арматуры с трубопровода невозможно.

Принцип работы и особенности конструкции

Задвижки в большинстве случаев выполняются в полнопроходной конфигурации, предусматривающей одинаковое сечение пропускного отверстия корпуса по отношению к диаметру трубопровода, на который устанавливается арматура.

Клиновая задвижка двухдискового типа в разразе

Конструкция клиновой задвижки состоит из следующей элементов:

  1. Корпус (стальной, чугунный либо нержавеющий).
  2. Клиновидный запорный механизм.
  3. Два седла, в которые затвор упирается при перекрытии пропускного отверстия.
  4. Привод ручного либо механического типа.
  5. Шпиндель зафиксированный ходовой гайкой, направляющей его перемещение внутри корпуса.

При активации привода шток, вращаясь вокруг своей оси внутри ходовой гайки, опускается в низ и перемещает запорный механизм, который перекрывает пропускное отверстие. Герметизации отсечения рабочей среды достигается за счет покрытия затвора и седел эластичным материалом. В зависимости от типа покрытия выделяют несколько видов арматуры, наиболее часто встречается  задвижка с обрезиненным клином и конструкции с затвором покрытым фторопластом.

Нижняя часть корпуса задвижки цельносварная, к ней винтами крепится крышка, из которой выходит шпиндель. На боковых частях корпуса расположены оборудованными фланцами присоединительные патрубки. Фланец представляет собой круглую стальную пластину, по периметру которой размещены посадочные отверстия под крепежные винты.

При монтаже арматуры на трубопровод наваривается ответный фланец, имеющий аналогичные размеры и шаг между винтами, что и фланец задвижки. Между пластинами размещается уплотнительная прокладка из резины либо паронита и фланцы стягиваются крепежами друг с другом. За счет уплотнительной прокладки обеспечивается максимальная герметичность соединения.

Задвижки

Изделия данного типа используются на технологических линиях и в транспортных трубопроводах промышленного назначения. Задвижка изготавливается в следующих исполнениях:

  • с ручным управлением;
  • с электроприводом в стандартном и взрывоопасном исполнении;
  • с гидроприводом.

На запорной арматуре большого диаметра при ручном управлении устанавливается редуктор с червячной, конической или цилиндрической передачей для уменьшения усилия на маховик. Если шпиндель задвижки расположен горизонтально, электропривод монтируют на опоре, червяк и роликоподшипник густо смазывают маслом.

Основные характеристики:

  • условное давление, Р, МПа (кгс/кв. см): 0,16 (1,6) – 25,0 (250);
  • диаметр условного прохода, D, мм: 50–2000;
  • температура рабочей среды, К (°С): +213 (-60) − +838 (+565).

Классификация шаровых кранов

Эту запорную арматуру классифицируют по типу проточной части корпуса, выделяя:

  • полнопроходные краны,
  • краны с зауженным проходом.

По типу присоединения к трубопроводу:

  • муфтовые,
  • фланцевые,
  • цапковые,
  • штуцерно-торцовые,
  • по приварку.

По состоянию крана с приводом:

  • нормально открытые (НО),
  • нормально закрытые (НЗ).

По типу управления:

  • с ручным приводом;
  • с механизированным приводом (гидро-, электро-, пневмоприводом);
  • с механизированным приводом и ручным дублером.

По количеству и типу соединяемых патрубков:

  • проходные;
  • угловые;
  • смесительные (с тремя и более патрубками).

Номенклатура шаровых кранов на некоторых заводах включает изделия для монтажа в грунт. Такие модели имеют высокую вентильную ось, которая вместе с маховиком выводится на поверхность земли.

Пожарный запорный клапан (вентиль)

Пожарный клапан (вентиль) входит в комплект пожарного крана, который устанавливается на пожарном трубопроводе. Пожарный клапан должен быть оборудован пожарной соединительной головкой и рукавом с ручным стволом (п. 3.1 ГОСТ Р 53278-2009).

На рисунке представлен пожарный клапан в составе пожарного крана.

Пожарные запорные клапаны классифицируются по следующим признакам:

  • Тип монтажа — стеновой или канальный;
  • Конструкция корпуса — прямоточный, проходной, или угловой (с углом отклонения 90° или 125°);
  • Материал корпуса — латунь или чугун;
  • Диаметр DN — 40, 50 или 65 мм;
  • Тип соединения — муфта/муфта или муфта/цапка.

Назначение и сферы применения

Арматуру делят на следующие разновидности по области использования:

  • Промышленная (industrial pipeline) — эксплуатируется в различных отраслях промышленности без каких-либо специальных требований от пользователей.
  • Специальная(tailored) — рассчитана на эксплуатацию в условиях с конкретными характеристиками транспортируемой и окружающей среды.
  • Для опасных производств (for hazardous facilities) — применяется на объектах, где используют вредные и опасные для здоровья человека реагенты (горючие, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, токсичные и прочие вещества) а также оборудование, эксплуатируемое под напором от 0,07 МПа или при температурных параметрах рабочего тела свыше 115 °С.
  • Санитарно-техническая (sanitary, plumbing) — запорная арматура для водопровода, монтируемая на санитарную технику. Рядовой потребитель наиболее часто сталкивается с шаровыми кранами, устанавливаемыми под раковинами и унитазами перед гибкими подводками, при подключении к водопроводу стиральных и посудомоечных машин.
  • Судовая(ship, marine)- размещаемая на трубных коммуникациях и оборудовании судов.
  • Вакуумная (vacuum) — работающая при давлениях ниже атмосферного.
  • Контрольная(monitoring) — регулирующая подачу среды в контрольную, измерительную аппаратуру и приборы.
  • Криогенная(cryogenic) — работающая в среде с температурой от 0 до 120 °К.
  • Отсечная(quick-acting) — быстросрабатывающая в соответствии с техпроцессом производств.
  • Приемная(inlet) — обратного типа действия, монтируемая на концевой части трубопровода до электронасоса.
  • Противопомпажная(antisurge)- отвечающая за снижение разбежки в расходе рабочего тела компрессоров.

Рис. 5 Водопроводная арматура в коммунальном хозяйстве

  • Редукционная(pressure-reducing (throttle) — выполняющая функции по понижению напора в сетях за счет повышения гидросопротивления.
  • Спускная(bleed, blow-off, drain) — выполняет функции по сбрасыванию больших объемов жидкостей из резервуаров и трубопроводных систем в короткое время.
  • Пробно-спускная(sampling and bleed) — используется при отбирании проб и определения наличия среды, сбрасывания ее из различного типа резервуаров, котельного оборудования.
  • Устьевая, нефтегазовая (wellhead, oil-and-gas field) — рассчитана на функционирование в трубах нефтедобывающих скважин, их обвязке и за границами трубопроводов.
  • Нефтегазодобывающая или фонтанная (christmas tree) — устанавливается в устье скважинных труб при нефтегазодобыче.
  • Фонтанная(устьевая) елка (christmas tree) — вспомогательная разновидность при установке устьевых приборов, предназначена для обеспечения нормального функционирования последних.
  • С обогревом (with heating, jacketed) — имеет встроенный в корпус электрокабель или накрыта сверху теплозащитным кожухом. В пространство между корпусом и кожухом подают тепловой носитель, к примеру, пар или нагретый воздух.
  • Энергетическая(energy, power) — относится к специальным разновидностям для функционирования на объектах энергетической промышленности.

Рис. 6 Фланцы и приварные торцы

Рабочая среда

Основным нормативным документом, который поясняет, что такое трубопроводная арматура (ТПА) и описывает всю связанную с ней терминологию и определения, является ГОСТ 24856-2014.

В стандарте указано, что трубопроводной арматурой (pipeline valves) называют технические устройства, размещаемые на трубопроводных линиях, оборудовании и емкостях.

Назначение запорной арматуры (ЗА) — управление потоком среды методом изменения сечения канального прохода труб.

Под управлением подразумевается способность приборов перекрывать, открывать, регулировать, распределять, смешивать и разделять потоки.

Рабочая среда (working fluid), регулируемая арматурой — это жидкости, газы и их смеси, пульпы, пары, плазмы, сыпучие и порошковые вещества, суспензии. В промышленной сфере арматура наиболее часто применяется для регулирования потоков горячей и холодной воды, пара, нефти и продуктов ее переработки, масла, природного горючего газа.

Рис. 2 Принцип работы и конструктивное устройство типовых задвижек и кранов

Классификация по давлению

ГОСТ 24856-2014 устанавливает следующие группы арматуры в зависимости от напора среды в трубах, которой они управляют:

Низкого давления (low pressure) — способна выдерживать напор среды в трубопроводной магистрали не более 2,5 МПа (25 бар).

Среднего давления (medium-pressure) — работает при подаче рабочего тела под напором от 2,5 до 10 МПа (25 — 100 бар).

Высокого давления (high pressure) — эксплуатируется при напоре перемещаемой в коммуникациях среды свыше 10 МПа (100 бар).

Для чего нужна задвижка, основные плюсы и нюансы

Вид арматуры, где деталь регулировки перемещается в перпендикулярном положении, движется по направлению потока. Среди представителей данной категории, задвижка считается более актуальной.


Рис 5. Задвижка

Инструмент популярен в эксплуатации:

  • Транспортной деятельности, где диаметр изделий колеблется – 15-2000мм;
  • В создании водо-газоснабжения;
  • В сфере обслуживания ЖКХ;
  • Добыче нефти.

Распространенность использования задвижек обусловлена следующими аспектами:

  • Простота в эксплуатации;
  • Небольшие размеры;
  • Допускается эксплуатация в различных условиях;
  • В гидравлике присутствует небольшое сопротивление.

Последний аспект важен при возведении строительных магистралей. Постоянно осуществляется в среде, характеризующееся высокой скоростью.

Механизм не лишен серьезных нюансов. Специалисты при выборе необходимых инструментов и материалов, не рекомендуют использовать конструкции, где шпиндель выдвижной. Ход при затворе составляет минимум один диаметр.

Принято выделять два вида задвижек:

Полнопроходные.


Рис 6. Полнопроходная

Суженные.

Рис 7. Суженная Первый является самым распространенным. В нем полнопроходный диаметр приравнивается к значению трубопровода, на который устанавливается инструмент. Для снижения количества крутящихся моментов, задвижки используются, чтобы контролировать управление арматуры, в том числе снизить скорость изнашиваемости других составляющих частей трубопровода.

Существует несколько принципов управления задвижками:

  • Вручную;
  • Посредством электроприводной системы;
  • Посредством пневмоприводной системы;
  • Посредством гидроприводной системы.

Рассматривая сравнительные характеристики между краном и задвижкой, можно сделать вывод, что оба элемента имеют ряд схожих признаков и различий.

Принцип работы и разновидности

Принцип работы всех разновидностей задвижек схож между собой. Корпус и крышка арматуры образуют полость, в которой размещен запорный узел. На корпусе размещены фланцы, посредством которых задвижка соединяется с трубопроводом. В зависимости от типа соединения конструкция может быть фланцевая и межфланцевая, которая зажимается между фланцами соседних участков трубопровода (межфланцевая задвижка имеет значительно меньшие габариты.

Внутри корпуса, рядом с запорным элементом, расположено два седла (параллельно либо под определенным углом друг к другу). Регулировка затвора выполняется посредством вращения привода, к которому запорный механизм подсоединен с помощью штока. В зависимости от принципа движения штока задвижка бывает выдвижная (шток при закрытии совершает вращательно-поступательное перемещение) либо поворотная (исключительно вращательное перемещение).

Шток установлен внутри ходовой гайки, данный узел именуется резьбовой парой. Гайка, при вращении привода, обеспечивает движении запорного элемента в заданном направлении. При перемещении затвора в закрытое положение его стенки прижимаются к уплотнительным поверхностям седла, тогда как в открытом положении затвор полностью выходит из проходного отверстия корпуса.

Основная классификация арматуры выполняется в зависимости от типа запорного механизма, согласно которой задвижки делятся на:

  • клиновые;
  • параллельные;
  • шиберные;
  • шланговые.

В затвор имеет конусную форму, при закрытии он входит в седла, расположенные под заданным углом друг к другу, и перекрывает пропускное отверстие. Клин, в зависимости от конструктивного исполнения, может быть жестким либо клинкетным.

Клин жесткого типа (стальной) обеспечивает максимальную герметичность в закрытом положении, однако эксплуатация такой конструкции может сопровождаться рядом проблем, связанных с заклиниваем затвора по причине температурных колебаний либо повреждения уплотнительных поверхностей из-за коррозии.

Задвижка клинкетная фланцевая имеет затвор, состоящих из двух размещенных под углом друг к другу , которые жестко соединены между собой. Такая конструкция отличается повышенной надежностью — она не заклинивает, уплотнители подвергаются минимальному износу а для изменения положения затвора требуется прикладывать гораздо меньше усилий. Задвижка клинкетная фланцевая является наиболее распространенным типом судовой арматуры.

В затвор состоит из двух дисков, которые перемещаются между параллельно расположенных друг к другу уплотнительных седел. Разновидностью параллельной конструкции является , в ней запорный узел имеет схожую конструкцию, однако затвор состоит из 1-го диска.

Шиберная арматура устанавливается на трубопроводы с односторонним движением рабочей среды. За счет простоты конструкции она не способна обеспечить максимальную герметичность перекрытия, однако шиберный затвор отличается ремонтопригодностью, что позволяет использовать такие конструкции в сточных и канализационных системах, транспортирующих жидкость с высоким содержанием механических частиц.

Задвижки шлангового типа кардинально отличаются от рассмотренных ранее аналогов. В их конструкции отсутствуют уплотнительные седла — рабочий поток циркулирует внутри эластичного резинового шланга, который полностью изолирует внутренние поверхности корпуса от транспортируемой жидкости. Перекрытие потока осуществляется за счет пережатия шланга штоком.

Такие конструкции предназначены для установки на трубопроводы, транспортирующие вязкие вещества и химически агрессивные жидкости, под воздействием которых происходит ускоренная коррозия стали — резина является материалом, устойчивым к большинству химических соединений. Эксплуатация данных задвижек возможна при температуре до 110 градусов и давлении рабочей среды до 1.6 МПа.

В настоящей статье говорится о задвижках клиновых фланцевых, их характеристике, принципе работы, а главное, о применении этих изделий на разных трубопроводах:

Задвижки клиновые фланцевые востребованы в коммуникациях промышленного производства на водяных, нефтяных, и газовых трубопроводах. Они являются незаменимой частью любого трубопровода, где необходимо перекрывать участок или полностью всю трубу. Эти элементы запорной арматуры не являются сложными по конструкции, у них длительные сроки эксплуатации (до 50 лет). Для безопасной эксплуатации трубопровода, они устанавливаются на определенном расстоянии друг от друга таким образом, чтобы оперативно можно было перекрыть трубу в случае аварии или ремонта.

Уголки, тройники, крестовины, муфты

Наверх

Уголок

Код Давление, бар Размер
20L-MF4 1380 1/4″ MF
20L-MF6 1380 3/8″ MF
20L-MF9 1380 9/16″ MF
20L-MF12 1380 3/4″ MF
20L-MF16 1380 1″ MF
60L-HF4 4140 1/4″ HF
60L-HF6 4140 3/8″ HF
60L-HF9 4140 9/16″ HF

Тройник

Код Давление, бар Размер
20T-MF4 1380 1/4″ MF
20T-MF6 1380 3/8″ MF
20T-MF9 1380 9/16″ MF
20T-MF12 1380 3/4″ MF
20T-MF16 1380 1″ MF
60T-HF4 4140 1/4″ HF
60T-HF6 4140 3/8″ HF
60T-HF9 4140 9/16″ HF

Крестовина

Код Давление, бар Размер
20F-MF4 1380 1/4″ MF
20F-MF6 1380 3/8″ MF
20F-MF9 1380 9/16″ MF
20F-MF12 1380 3/4″ MF
20F-MF16 1380 1″ MF
60F-HF4 4140 1/4″ HF
60F-HF6 4140 3/8″ HF
60F-HF9 4140 9/16″ HF

Муфта, штуцер-штуцер

Код Давление, бар Размер
20U-MF4 1380 1/4″ MF
20U-MF6 1380 3/8″ MF
20U-MF9 1380 9/16″ MF
20U-MF12 1380 3/4″ MF
20U-MF16 1380 1″ MF
60U-HF4 4140 1/4″ HF
60U-HF6 4140 3/8″ HF
60U-HF9 4140 9/16″ HF

Муфта, ниппель-ниппель

Код Давление, бар Размер
20U-MM4 1380 1/4″ MF
20U-MM6 1380 3/8″ MF
20U-MM9 1380 9/16″ MF
20U-MM12 1380 3/4″ MF
60U-HM4 4140 1/4″ HM
60U-HM6 4140 3/8″ HM
60U-HM9 4140 9/16″ HM

Муфта, штуцер-штуцер со скользящей муфтой

Код Давление, бар Размер
20SU-MF4 1380 1/4″ MF
20SU-MF6 1380 3/8″ MF
20SU-MF9 1380 9/16″ MF
20SU-MF12 1380 3/4″ MF
60SU-HF4 4140 1/4″ HM
60SU-HF6 4140 3/8″ HM
60SU-HF9 4140 9/16″ HM

Проходная муфта штуцер-штуцер

Код Давление, бар Размер
20BC-MF4 1380 1/4″ MF
20BC-MF6 1380 3/8″ MF
20BC-MF9 1380 9/16″ MF
20BC-MF12 1380 3/4″ MF
60BC-HF4 4140 1/4″ HM
60BC-HF6 4140 3/8″ HM
60BC-HF9 4140 9/16″ HM

Заглушка на ниппель или трубку

Код Давление, бар Размер
20CP-MF4 1380 1/4″ MF
20CP-MF6 1380 3/8″ MF
20CP-MF9 1380 9/16″ MF
20CP-MF12 1380 3/4″ MF
60CP-HF4 4140 1/4″ HM
60CP-HF6 4140 3/8″ HM
60CP-HF9 4140 9/16″ HM

Вентили

Вентилем называется устройство, в котором движение запирающего элемента производится посредством ходовой гайки и шпинделя (резьбовой пары). Арматура обладает свойством самоторможения, поэтому запорный орган можно оставлять в любом промежуточном положении.

Основные характеристики вентилей:

  • материал основных деталей − серый чугун марки не ниже СЧ18–36;
  • диаметр условного прохода, D (мм): 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 80, 100, 125, 150, 200;
  • тип присоединения к трубопроводу: фланцевое или муфтовое;
  • материал уплотнений затвора: фторопласт-4, кислотощелочестойкая резина средней твердости;
  • рабочая среда: пар, вода;
  • максимальная температура в трубопроводе, К (°С) − 489 (225).

Обратные клапаны

Наверх

Давление, бар Размер Ду, мм Штуцер- штуцер Ниппель- штуцер Трубка- трубка Трубка- Штуцер
1034 1/4″ NPT 3,2 CV15FN4 CV15MN4FN4
1034 3/8″ NPT 5,6 CV15FN6 CV15MN6FN6
1034 1/2″ NPT 7,9 CV15FN8 CV15MN8FN8
1380 1/4″ M 3,2 CV20MF4 CV20MM4MF4 CV20MT4 CV20MT4MF4
1380 3/8″ M 5,6 CV20MF6 CV20MM6MF6 CV20MT6 CV20MT6MF6
1380 9/16″ M 7,9 CV20MF9 CV20MM9MF9 CV20MT9 CV20MT9MF9
1380 3/4″ M 11,1 CV20MF12 CV20MM12MF12 CV20MT12 CV20MT12MF12
1380 1″ M 14,3 CV20MF16 CV20MM16MF16 CV20MT16 CV20MT16MF16
4140 1/4″ H 2,4 CV60HF4 CV60HM4HF4 CV60HT4 CV60HT4HF4
4140 3/8″ H 3,2 CV60HF6 CV60HM6HF6 CV60HT6 CV60HT6HF6
4140 9/16″ H 3,2 CV60HF9 CV60HM9HF9 CV60HT9 CV60HT9HF9
Штуцер-штуцер Ниппель-штуцер
Трубка-трубка Трубка-штуцер

Регулирующая арматура водопроводной сети

Данный тип арматуры регулирует параметры воды в водопроводе изменяя расход или меняя проходное сечение водопровода.

К регулирующей арматуре относятся:

  • Регулирующий клапан (вариант комбинированной арматуры);
  • Регуляторы:
  • Давления;
  • Регуляторы прямого и непрямого действия;
  • Давления от себя;
  • Регуляторы давления после себя;
  • Квартирные регуляторы давления

Читать: Три метода измерить давление воды в квартире

Это вариант регулятора давления «после себя». Предназначены для монтажа в водопроводе квартир. Ограничивают и стабилизируют давление воды в системе. Перекрывают трубопровод при отключении воды.

  • Регуляторы перепада давления, расхода, температуры, уровня;
  • Различные комбинированные регуляторы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стильный дом
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: