Устройство и принцип работы
Конструкция устройства вакуумный клапан для канализации весьма проста и имеет небольшое количество элементов. За счет этого демонтаж и разборка не доставляют существенных проблем.
- пластмассовый корпус со специальным отверстием на боку, которое пропускает воздух;
- шток, открывающий и закрывающий боковое отверстие;
- резиновая мембрана;
- герметичная прокладка из резины;
- крышка, защищающая шток от внешнего воздействия.
Вакуумный клапан для канализации
Вакуумный клапан бывает в основном 2 типов размеров – 110 мм и 50 мм. Принцип его работы заключается в открытии бокового отверстия для обеспечения доступа воздуха в систему, при возникновении отрицательного давления. Как только давление сбалансируется, силами гравитации шток автоматически закрывается. При нейтральном или же положительном давлении, система всегда будет закрыта, тем самым не допуская выход воздуха из канализации в помещение.
Условия применения клапана
Воздушный клапан для канализации, прежде всего, должен обеспечивать герметичность системы при условии низкого давления. Установка дополнительного клапана при здании высотой менее 3 этажей не требуется. Стояк по диаметру должен превышать максимальный диаметр трубы горизонтального слива. Соответственно, при использовании стандартного клапана на 110 мм, он должен быть больше слива.
Установленный вакуумный клапан
Так как клапан может применяться при невозможности вывода системы на крышу, у него должен быть определенный запас мощности, позволяющий работать в кратковременных системах. Пропускная способность такого устройства – 32-47 л/сек. Отрицательное давление при этом составляет 250 Па.
При установке в многоэтажные здания, нужно учитывать все предписанные нормы и стандарты. Например, пропускная способность клапана должна как минимум в 5 раз превышать пропускную способность стояка. На зданиях выше 4-ех этажей следуют особым правилам установки систем вентиляции.
Использование клапанов в канализациях строго регулируется отраслевыми стандартами. При проектных работах постройки нового здания, или модернизации имеющегося, нужно учитывать связь таких показателей как пропускная способность и втягивающая способность воды. Объем слива в трубу также напрямую зависит от пропускаемой способности.
Правила монтажа
Устанавливать клапан 110 мм можно горизонтально, вертикально либо же на чердаке. При установке изделия на неотапливаемом чердаке, следует прежде всего утеплить стояк.
Для предотвращения попадания грязи или влаги, которые могут нарушить слабую герметичность конструкции, клапан следует установить на высоте не меньше чем 300 мм от верхней самотечной трубы. Расстояние до ближайшего сифона не должно превышать 200 мм. При установке клапана в туалете либо в ванной, рекомендуется проверять возможность доступа воздуха в эти помещения.
В помещении, где устанавливается клапан, температура воздуха не должна быть ниже 0º. Подмерзание штока существенно сказывается на эффективности работы всей системы. После окончания установки необходимо проверить полную герметичность элементов системы.
Назначение
Задвижки – тип трубопроводной арматуры с запирающим (регулирующим) элементом, который перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды. Задвижки – арматура двухпозиционного действия. Они могут применяться только для включения или отключения трубопроводов. Использование задвижек в качестве регулирующих устройств запрещается.
Устанавливаются задвижки как на горизонтальных, так и на вертикальных трубопроводах. Задвижки со встроенным электроприводом целесообразно устанавливать на горизонтальных участках трубопроводов шпинделем вверх. В местах установки задвижек должен быть обеспечен свободный доступ для их обслуживания и ремонта без вырезки из трубопровода, для монтажа и демонтажа.
Выпускаются задвижки с затворами клинового и параллельного типа. В основном задвижки оснащены затворами клинового типа. Особенностью задвижек данного типа является зависимость усилия прижатия рабочих поверхностей затвора к рабочим поверхностям седел от усилия на приводе.
Запорная арматура для канализационных труб
Запорная арматура в трубопроводе выполняет функцию управления потоком рабочей среды, которая перемещается по нему. Канализационные сети особенно нуждаются в высококачественной арматуре, так как любые проблемы с канализацией мгновенно сказываются на санитарно-эпидемиологической обстановке на объекте.
Запорная арматура для канализационных труб может использоваться для решения таких задач: • перекрытие потока. Обычно, такая необходимость возникает при проведении обслуживания, ремонтных работах; • защита от переливов. Это позволяет избежать попадания сточных вод, фекальных масс в окружающее пространство; • если отвод канализационных стоков ведется насосным оборудованием (горные районы), арматура нужна для исключения взаимного влияния насосов друг на друга.
Виды арматуры
Сегодня чаще всего используется такая запорная арматура для канализационных труб как клапаны обратные, задвижки стальные клиновые, дисковые затворы. Рассмотрим каждый более подробно:
1. Обратные клапаны позволяют эффективно решать две вышеописанные задачи (защита от переливов, защита насосов). Такая запорная арматура для канализационных труб позволяет течь рабочей среде только в одном направлении, мгновенно закрываясь, если среда останавливается или начинает течь обратно. Эти клапаны главным образом обеспечивают безопасность и стабильность функционирования канализационной сети. Могут использоваться в промышленности, в частных домах. Так, они помогают защитить подвал при подъеме грунтовых вод. Обратные клапаны могут быть двух типов:
• подъемные. Здесь запорный элемент (золотник) поднимается/опускается на седло. Седло, соответственно, находится в горизонтальном положении. Рабочая среда проходит сквозь него сверху вниз. В загрязненных средах возможно заедание клапана. Для решения этой проблемы золотник оснащается пружинами; | |
• поворотные. В этом типе седло находится перпендикулярно потоку среды. Запорный элемент сделан в виде «захлопки» и крепится сверху седла с отверстием. Здесь проблемы возникают если диаметр клапана большой: ударные нагрузки наносят вред и «захлопке», и седлу. Для решения проблемы (смягчения ударов) используются демпферы и уплотнители. |
2. Задвижки стальные клиновые в канализации используются для полного или частичного перекрытия потока. Могут применяться как в трубопроводах малого, так и большого диаметра. Здесь клин в закрытом положении находится между двумя седлами, которые, с целью обеспечения надлежащей герметичности, располагаются под углом друг к другу. Различаются задвижки по конструкции клина:
• жесткий клин. Здесь требуется максимальное соответствие всех компонентов. Особенно угла клина с углами седел. Существует высокий риск заклинивания (из-за перепадов давления и температур), повышенного износа, коррозии; |
• двухдисковый. Диски жестко соединяются друг с другом под углом. Диски обладают способностью самоустанавливаться на седле. Здесь не нужна высокая точность при создании компонентов. Такая запорная арматура для канализационных труб характеризуется меньшим износом, риском заклинивания; |
• упругий клин. В таком исполнении между двумя дисками располагается упругий элемент, что благоприятно сказывается на герметичности. |
3. Дисковые затворы требуют меньше времени на закрывание/открывание по сравнению задвижками. Высокая скорость работы, производительность, пропускная способность обеспечены простотой и эффективностью конструкции. Здесь диск находится в вертикальном положении и вращается вокруг своей оси, проходящей через диаметр. Высокая герметичность достигается резиновым уплотнением, которое находится в месте касания диска с седлом.
Установка
Чтобы запорная арматура для канализационных труб хорошо выполняла свои функции и прослужила как можно дольше, надлежащее внимание следует уделять процессу установки. При выборе места монтажа по возможности следует выбирать ровный участок со свободным доступом для обслуживания, ремонта
Трубу перед соединением необходимо очистить от остатков грязи, сточных вод. Фланцы на арматуре и трубе должны быть абсолютно чистыми. Это касается места стыковки при сварке. Также арматура может присоединятся к трубе муфтовым способом. Муфты фиксируются на обеих сторонах соединения с трубой.
Запорная арматура для канализационных труб от отличается надежностью, долговечностью, простотой эксплуатации. После изготовления запорная арматура для канализационных труб проходит испытания, что позволяет минимизировать попадание брака к конечному потребителю. В состав завода входит конструкторский отдел, который модернизирует продукцию и берется за выполнение индивидуальных заказов.
Работа шиберной задвижки
Шиберные задвижки обладают способностью пропускать большие объёмы рабочих материалов, а также осуществлять фильтрацию, измельчение проходящих через них примесей и дозирование полезных компонентов.
Исходя из этих возможностей и особенностей принципа работы входящих в их конструкцию узлов, изделия широко применяются в системах отвода канализационных вод, в технологических трубопроводах химических, нефтегазодобывающих, строительных, целлюлозно-бумажных, горнодобывающих производств.
Шиберные задвижки типа ЗМС используются для перекрытия напорных линий в оборудовании фонтанного, устьевого и нагнетательного типа, манифольда буровых установок.
Устройство и принцип работы арматуры шиберного типа
Металлический шибер представляет собой плиту или острую отполированную и заточенную пластину, имеющую форму ножа или гильотины. На его острых концах установлены крепкие уплотнители (металлические или синтетические), повышающие износостойкость основной рабочей детали, особенно при функционировании в агрессивных средах с большим количеством крупных гранул и примесей.
При производстве уплотнителей используют синтетические материалы, стойкие к химическим воздействиям и перепадам температур:
- нитриловую резину;
- этиленпропилендиеновый каучук;
- эластомеры для горячих сред;
- кремнийорганическую резину.
Задвижки шиберного типа имеют простой и одновременно надёжный принцип работы. Он заключается в передачи усилия от воздействия ручного, автоматизированного или механического механизма управления на шток или шпиндель, который в свою очередь приводит в движение шиберный элемент для полного или частичного перекрытия проходного отверстия.
Наглядно принцип работы шиберной задвижки показан на видео.
При этом шпиндель может иметь выдвижную и невыдвижную конструкцию. Герметичность выдвижного штока обеспечивается сальником, изготовленным из синтетических хлопчатобумажных волокон, графита и др.
Сфера применения и преимущества
Очистка стоков: виды и принцип действия Трубопроводные задвижки производятся в диапазоне диаметров от 15 до 2000 мм. Они предназначены для монтажа в системы с температурой рабочей среды до 550 градусов и давлением до 25 МПа включительно. Сфера использования задвижки непосредственно зависит от материала, из которого изготовлен ее корпус. Наиболее распространенные стальные конструкции могут применяться:
- в сфере жилищно-коммунального хозяйства для установки на трубопроводы центрального водоснабжения и отопления;
- в нефтегазовой и энергетической промышленности на транспортных магистралях;
- в производственных сферах на трубопроводах подачи парообразных, жидких и сыпучих веществ.
Также производятся задвижки в корпусах из нержавеющей стали, за счет устойчивости которой к коррозийным воздействиям они получили широкое распространение в химической и фармацевтической промышленности.
Конструктивные особенности задвижки не позволяют использовать ее в качестве регулирующей арматуры, запорный элемент всегда должен находиться в крайних положениях – “закрыто” либо “открыто”, в противном случае значительно ускорится износ уплотнительных поверхностей и, как следствие, рабочий ресурс конструкции.
Фланцевые задвижки с выдвижным шпинделем имеют следующие эксплуатационные преимущества:
- простота компоновки, надежность и ремонтопригодность;
- минимальное гидравлическое сопротивления;
- небольшая габаритная длина;
- возможность комплектации механизированными приводами гидравлического, электрического либо пневматического типа;
- простота установки и возможность быстрого демонтажа за счет фланцевого соединения.
Высота клиновой задвижки
Есть у конструкции и недостатки, основной из них – большая габаритная высота за счет шпинделя, длина которого идентична диаметру пропускного отверстия в корпусе. При открытии затвора шпиндель полностью выходит из корпуса, что требует наличия свободного пространства над трубопроводом.
Задвижка с невыдвижным шпинделем отличается от рассматриваемой нами конструкции тем, что ее шпиндель при открытии затвора совершает исключительно вращательное движение, тогда как выдвижной шток движется вращательно-поступательно. В сравнении с фиксированной арматурой конструкция с выдвижным шпинделем требует значительно меньших затрат времени на открытие.
К недостаткам задвижек также относится достаточно быстрый износ уплотнительных поверхностей на седлах и затворе за счет их постоянного трения, что требует частого планового ремонта, выполнить который без монтажа арматуры с трубопровода невозможно.
Принцип работы и особенности конструкции
Задвижки в большинстве случаев выполняются в полнопроходной конфигурации, предусматривающей одинаковое сечение пропускного отверстия корпуса по отношению к диаметру трубопровода, на который устанавливается арматура.
Клиновая задвижка двухдискового типа в разразе
Конструкция клиновой задвижки состоит из следующей элементов:
- Корпус (стальной, чугунный либо нержавеющий).
- Клиновидный запорный механизм.
- Два седла, в которые затвор упирается при перекрытии пропускного отверстия.
- Привод ручного либо механического типа.
- Шпиндель зафиксированный ходовой гайкой, направляющей его перемещение внутри корпуса.
При активации привода шток, вращаясь вокруг своей оси внутри ходовой гайки, опускается в низ и перемещает запорный механизм, который перекрывает пропускное отверстие. Герметизации отсечения рабочей среды достигается за счет покрытия затвора и седел эластичным материалом. В зависимости от типа покрытия выделяют несколько видов арматуры, наиболее часто встречается задвижка с обрезиненным клином и конструкции с затвором покрытым фторопластом.
Нижняя часть корпуса задвижки цельносварная, к ней винтами крепится крышка, из которой выходит шпиндель. На боковых частях корпуса расположены оборудованными фланцами присоединительные патрубки. Фланец представляет собой круглую стальную пластину, по периметру которой размещены посадочные отверстия под крепежные винты.
При монтаже арматуры на трубопровод наваривается ответный фланец, имеющий аналогичные размеры и шаг между винтами, что и фланец задвижки. Между пластинами размещается уплотнительная прокладка из резины либо паронита и фланцы стягиваются крепежами друг с другом. За счет уплотнительной прокладки обеспечивается максимальная герметичность соединения.
Преимущества и недостатки
К преимуществам фланцевых соединений можно отнести:
- Надежность;
- Сравнительная легкость установки;
- Возможность многократного демонтажа;
- Поток используемого вещества может запускаться в любом направлении;
- Простота конструкции и качество материалов обеспечивают высокую продолжительность эксплуатационного периода;
- Низкий показатель гидравлического сопротивления.
К недостаткам подобных соединений относятся:
- Высокая стоимость производства по причине необходимости использования большого количества металла. Удорожание обуславливается увеличением массы фланцев, а также их толщины, количества используемых болтов для фиксацию, применением толстолистового металла.
- Для изготовления крупногабаритных фланцев приходится использовать большие токарные станки, позволить себе которые может далеко не каждый производитель.
- Регулировать интенсивность потока среды при помощи такого механизма невозможно. Задвижка должна быть открыта или закрыта полностью.
- Просвет долго открывается и закрывается.
- Строительная высота устройств очень большая. Особенно это касается механизмов с выдвижным клином. Это делает установку намного сложнее.
Также следует упомянуть основные особенности установки подобных задвижек. Диаметр фланцев на трубах и задвижке должен совпадать. Ответные фланцы крепятся к трубе при помощи сварочного аппарата. Между соединяемыми элементами размещается специальное эластичное уплотнительное кольцо.
Основные технические характеристики
Шиберные заслонки независимо от типа конструкции и особенностей функционирования, имеют высокие технические характеристики уже в базовой комплектации, что предполагает:
- соответствие качеству установленного образца по ГОСТ 24856-2014;
- оптимальную работу под стандартным рабочим давлением Pn: 10/16;
- хорошую взаимозаменяемость приводов управления;
- диаметр (Ду) в широком диапазоне от 50 до 600 мм;
- выдержку рабочей температуры до +80 градусов Цельсия (кратковременно – до 110 градусов);
- изготовление из прочных материалов;
- длительный срок эксплуатации.
Установленные обозначения заслонок, как и прочей арматуры, согласно ГОСТу, обязывают производителей точно указывать название выпускаемых изделий согласно схеме: «тип – вид – разновидность конструкции – диаметр трубопровода – название (или другие параметры) модели».
Соединение с трубопроводом и монтаж
Существует несколько способов соединения задвижек с трубопроводом:
- При помощи фланцевого соединения — специального обода на краю запорного механизма, оснащенного отверстиями под болты по всему периметру. Такой же обод создается и на трубе, а соединение происходит посредством стягивания фланцев болтами и гайками. Соединение фланцевого типа используют на больших диаметрах, где используется чугунная или стальная система труб.
- На полиэтиленовых и ПВХ-трубах используется муфтовое соединение, которое реализуется путем завода элементов системы в края корпуса изделия с манжетным уплотнителем для обеспечения полной герметизации.
- Раструбное соединение используется в ПВХ- и полиэтиленовых системах, трубы заводятся в раструбы задвижки, в качестве герметика укладывают прокладку из манжетного уплотнителя.
- Самым надежным является сварное соединение, кроме того, оно позволяет установку задвижек непосредственно на трубах без дополнительных соединительных деталей.
При монтаже необходимо учитывать несколько главных правил: нельзя устанавливать запорный механизм маховиками вниз, нужно тщательно очистить места соединений от грязи, масла, ржавчины, во фланцевом соединении детали должны быть зафиксированы без перекосов.
Установка задвижек на металлические водопроводные трубы
Если необходимо установить запорный механизм на металлическую трубу, алгоритм действий выглядит так:
- Вырезается участок трубы, который будет соответствовать размерам устанавливаемой детали, концы срезов тщательно зачищаются и шлифуются.
- Дальнейшие манипуляции зависят от выбора соединения — либо нарезается резьба, либо навариваются фланцевые соединители.
- В первом случае герметизация происходит при помощи герметизирующих нитей, во втором — уплотнительными кольцами.
- Затем задвижку устанавливают в нужное место, при резьбовом соединении ее ввинчивают в подготовленную резьбу, а если стык оборудован фланцем, обе половины выравнивают относительно друг друга, совмещают отверстия, а затем заводятся болты и накручивается фланцевая шайба до полного сжатия.
Установка задвижек на пластиковые трубы
При монтаже на пластиковые трубы используется метод сварки по пластику. Предварительно подготавливают участок для установки запорной арматуры и просто фиксируют ее на трубопроводе, никаких уплотнителей и дополнительных манипуляций не нужно.
Установка задвижек на печные трубы
Задвижку на печную трубу устанавливают во время монтажа дымохода. Для начала нужно во время укладки кирпича оставить отверстие, соответствующее размеру арматуры, которую затем фиксируют при помощи цементного раствора.
Рекомендации по монтажу и полезные советы
Чтобы максимально увеличить срок эксплуатации, нужно правильно выбирать необходимый запорный механизм, технические требования, которые к ним выдвигаются, учитывать, водяная или газовая это система, и пр.
Если управление путем механического поворота невозможно, необходимо предусмотреть электрический привод с достаточным размером диаметров ДУ. Задвижки с электроприводом следует защитить от перепадов сети, т.к. после поломки ремонт таких элементов невозможен.
Не стоит выпускать из внимания необходимость тщательного изучения инструкции по монтажу и эксплуатации, т. к. качество установки напрямую влияет на срок службы изделия. Если уверенность в успехе самостоятельного монтажа недостаточна, лучше обратиться к специалистам. Особенно если это стальная задвижка со шпинделем выдвижным (его использование рекомендовано при перекачке абразивных веществ) или любой механизм на газовой системе.
Сфера применения
Шиберная арматура способна выполнять всего две функции: перекрытие и регулировка потока, но благодаря конструктивным особенностям и вариативности исполнения, применяется в различных сферах:
- бытовое и промышленное водоснабжение и водоотведение;
- системы переработки сточных вод;
- транспортировка газа, нефти и продуктов их переработки;
- горнодобывающая промышленность;
- производство пищевых и непищевых товаров народного потребления;
- вентиляционные системы различного назначения.
Шиберная задвижка для дымохода
Отдельного внимания заслуживает самая первая из шиберных задвижек – дымоходная. Она имеет давнюю историю и очень простую конструкцию: нет ни управляющего механизма, ни уплотнителей, только седла и заслонка-нож.
Старинные печи и камины без задвижки не возводились, так как других способов регулировки тяги не существовало.
Ножевой затвор – прямоугольная чугунная пластина с ручкой – устанавливалась поперек дымохода. В стенках дымовой трубы на высоте чуть больше человеческого роста делались пазы, в которые устанавливалась чугунная рама, позволяющая задвижке свободно ходить вперед-назад, – она и служила комплектом седел. Ручка пластины-затвора выступала за пределы дымовой шахты, что позволяло устанавливать положение шибера от полностью открытого до полностью закрытого, плавно регулируя или полностью перекрывая поток воздуха в трубе.
Рекомендуем ознакомиться: Применение шарового крана ПВХ в трубопроводных системах различного назначения
При открытой задвижке тяга в дымоходе максимальная, дымовые газы отводятся в полном объеме, но и теплый воздух из помещений улетает в трубу. Обычно полностью открывают заслонку при растопке теплового прибора, а затем регулируют ее положение, добиваясь оптимальной тяги, при которой и огонь горит, и дом нагревается. Когда топливо прогорает и прекращается образование дыма, закрывают задвижку, чтобы не выпускать нагретый воздух через дымоход.
Современные печи, камины и котлы, особенно твердотопливные, по-прежнему нуждаются в этом нехитром механизме регулировки тяги. Но с появлением разнообразия в материалах для возведения дымохода появилась и необходимость модифицировать задвижки. Для дымовых шахт и комбинированных дымоотводящих конструкций прямоугольной формы до сих пор популярны чугунные шиберные задвижки. Круглые трубы приходится дорабатывать, устанавливая врезку с седлами, чтобы шибер мог свободно двигаться поперек дымохода.
Соединение с трубопроводом и монтаж
На магистрали задвижки монтируются при помощи типовых фланцев с болтами или методом сварки. Сварные соединения считаются более прочными и качественными, такой способ подключения используется в трубопроводах с большим давлением, поскольку обеспечивает хорошую герметичность и снижает риск протечки.
На горизонтальных линиях водоснабжения устройства собирают маховиком вверх. На вертикальных трубопроводах они устанавливаются так, чтобы шпиндель находился в горизонтальном положении.
Подсоединение к металлическим водопроводным трубам
Монтаж задвижек на стальных трубопроводах может осуществляться двумя способами: сваркой или с помощью фланцев. Фланцевые соединения выполняют на болтах с резиновым уплотнением. Перед монтажом фасонные части и отрезки труб устанавливают таким образом, чтобы отверстия для метизов совпадали друг с другом.
Порядок выполнения операций:
- подъем и установка задвижки в месте стыковки с трубопроводом;
- центрирование отверстий;
- установка прокладки и болтов;
- затяжка соединения с помощью гаечного ключа.
Сборка запорной арматуры с помощью сварки:
- установка задвижки;
- центрирование отверстий по оси магистрали;
- поддержка устройства и предварительная стыковка прихватками (сварка);
- проверка соосности сборных единиц;
- окончательная сварка соединения.
Запорные устройства устанавливают в смотровых колодцах или непосредственно в земле с предохранительными кожухами, предусматривая защитное покрытие для шпинделя и сальника задвижки. Для управления механизмом к маховику подсоединяют колонку (штанга-вилка) и выводят ее на поверхность.
Монтаж в систему из пластиковых труб
Соединение металлической запорной арматуры с полимерными трубопроводами производится с помощью буртовых втулок со свободными стальными фланцами и креплениями с резиновыми прижимными кольцами.
Работа с накидными деталями состоит из следующих этапов:
- Надеваем фланцевое кольцо на пластиковую втулку.
- Стыкуем трубу и втулку с помощью сварочного аппарата для полимерных труб.
- Устанавливаем резиновую прокладку.
- При помощи рожкового ключа соединяем крепление на задвижке и фланец трубопровода.
- Болты следует затягивать крест-накрест.
Конструкция соединения с прижимным фланцем состоит из чугунного или стального фланца, резиновой уплотнительной манжеты.
Последовательность соединения:
- Отрезаем трубу строго под прямым углом.
- На свободный конец профиля надеваем чугунный фланец и сдвигаем его в сторону магистрали.
- Надеваем резиновое прижимное кольцо. Края манжеты с большим размером должны быть вровень с фаской трубы, а длинный конец направлен в сторону фланца.
- Центрируем детали.
- Рукой надвигаем фланец на резиновую манжету и прижимаем до упора.
- Устанавливаем болты и вручную накручиваем гайки.
- Проверяем соосность элементов и гаечным ключом уплотняем соединение.
Особенности установки на печные трубы
Шибер для дымохода.
Задвижки для печных труб изготавливают прямоугольной или овальной формы. Круглые заслонки чаще используются в стандартном отопительном оборудовании, порядок установки таких приспособлений зависит от производителя и конструкции дымохода.
Задвижка для стационарных домашних печей служит для регулирования тяги в дымовом канале. Приспособление представляет собой чугунную квадратную рамку, в пазы которой устанавливается шиберная заслонка. Каркас запорного механизма монтируют в процессе кладки вытяжной трубы. Створку вставляют перед пробным розжигом печи. Для организации постоянной вентиляции топочного пространства в задвижках можно просверлить отверстие диаметром 10-15 мм.